Заметки
9.16. Бегущие по лезвию
Бегущие по лезвию
Название эпизода – отсылка к кинофильму «Бегущий по лезвию» («Blade Runner»). Это культовый фильм, снятый английским режиссёром Ридли Скоттом в 1982 году по мотивам научно-фантастического романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?». Существует в семи версиях, из которых базовыми считаются две – оригинальная версия с хэппи-эндом (1982), которая была плохо принята кинокритиками и провалилась в прокате, и режиссёрская версия с открытым финалом (1992), которая по опросу учёных была признана лучшим научно-фантастическим фильмом в истории.
«Бегущий по лезвию» в двух своих версиях стал одним из стилеобразующих фильмов 1980-х и 1990-х, а также породил голливудскую моду на экранизации антиутопических произведений Филипа К. Дика. Глубинная проблематика фильма, замешанная на идее о том, что представления человека о мире и его месте в нём могут оказаться умышленно сфабрикованными третьими лицами, сущностями или интеллектом, получила дальнейшую разработку в таких фантастико-метафизических гибридах конца XX века и начала XXI века, как «Тёмный город» (1998), «Экзистенция» (1999), «Матрица» (1999), «Тринадцатый этаж» (1999) и «Луна 2112» (2009).
Лос-Анджелес, ноябрь 2019 года. Человечество разделено на классы людей и репликантов – продуктов генной инженерии, искусственных людей, киборгов. Последние внешне неотличимы от людей, но находятся на положении их рабов и выполняют функции либо рискованные для жизни (работа в шахтах), либо унижающие достоинство (проституция). Несмотря на их производность от людей и институциализированную второсортность, новейшие модели репликантов превосходят своих создателей физической силой и интеллектом. Чтобы сохранить возможность контроля над репликантами, в них заложена генетическая программа, в соответствии с которой по истечении четырёх лет жизни репликанты умирают. Однако некоторые репликанты не желают мириться с подобным положением и пускаются в бега в поисках способа продления жизни, либо просто не желая быть рабами. Эти «сломанные роботы» подлежат физическому уничтожению. Данная функция возложена на особое подразделение правоохранительных органов – «блейд-раннеров». Термин «blade runner» был позаимствован Скоттом из рассказа Алана Ноурса «The Bladerunner» и одноимённого сценария Уильяма Берроуза, где означал распространителя контрабандных медицинских товаров.
He had one job – find the First Blade.
Ему нужно было всего лишь найти Первый Клинок.
«You had one job» – англоязычный интернет-мем, выражение, которое используется при указании на критические ошибки, допущенные кем-либо при выполнении какого-либо (обычно несложного) задания, работы.
Не-Лось
Судя по тому, под каким именем в мобильном Короля Ада записан номер Дина, Винчестеры для Кроули делятся на Лося и Не-Лося.
Касабланка
Когда Лола возвращается в номер отеля с пиццей, Кроули, утирая слезы, смотрит «Касабланку» («Casablanca») – голливудскую романтическую кинодраму 1942 года, поставленную режиссёром Майклом Кёртисом с Хамфри Богартом и Ингрид Бергман в главных ролях. Действие фильма разворачивается в начале Второй мировой войны в марокканском городе Касабланке, находившемся в то время под контролем вишистской Франции. Сюжет сосредоточен на внутреннем конфликте человека, которому приходится выбирать между долгом и чувством, между любимой женщиной и необходимостью помочь ей и её мужу, лидеру движения Сопротивления, бежать из Касабланки для продолжения борьбы с нацистами.
Несмотря на неоднократную замену сценаристов, которые пытались адаптировать для большого экрана ещё не поставленную в театре пьесу, и на то, что для Богарта это была первая романтическая роль, «Касабланка» получила три «Оскара», в том числе в категории «лучший фильм». Персонажи, диалоги и музыка вошли в число самых любимых среди американцев, а популярность фильма выросла до такого масштаба, что поныне его часто называют среди лучших фильмов в истории Голливуда.
Маленькие женщины
Книга в руках Кроули – это роман американской писательницы Луизы Мэй Олкотт (1832 – 1888 гг.) «Маленькие женщины» (Little Women), опубликованный в двух частях между 1868 году и 1869 году годами. В романе описывается жизнь четырёх сестёр семейства Марч – Маргарет, Джо, Бет и Эми. Он частично написан по детским воспоминаниям автора: у Олкотт также было три сестры. Первая часть книги приобрела широкую известность и стала чрезвычайно успешной коммерчески, что побудило автора на написание продолжения «Хорошие жёны» (Good Wives), также очень популярного. Совместно две части романа были впервые опубликованы в 1880 году. После «Маленьких женщин» Олкотт написала продолжения о жизни героинь этой книги: «Маленькие мужчины» (1871 году) и «Ребята Джо» (1886). По мотивам романа «Маленькие женщины» создавались пьесы, фильмы, мультфильмы и опера.
Удостоверения агентов ФБР, принесенные в жертву для ритуала вызова Демона Перекрестка, выписаны на Джеффа Линна и Ричарда Тэнди – участников британской рок-группы «Electric Light Orchestra».
«Electric Light Orchestra» (сокращенно ELO) – рок-группа из Бирмингема, созданная Джеффом Линном и Роем Вудом в 1970. Группа была очень популярна в 1970 –1980-е.
ELO выпустила 11 студийных альбомов в период между 1971 и 1986 годом и один альбом в 2001. Группа была сформирована, чтобы удовлетворить горячее желание писать «классическую» поп-музыку, и экспериментировала в различных музыкальных направлениях: от прогрессивного рока до поп-музыки. С самого начала деятельности Джефф Линн решал все организационные вопросы, написал все оригинальные композиции группы и продюсировал каждый альбом.
Первый успех ожидал ELO в Соединённых Штатах, где они были представлены как «Английские парни с большими скрипками». К середине 1970-х они стали одними из самых продаваемых музыкальных групп. С 1972 по 1986 год ELO сочетали работу в Великобритании и Штатах. Группа просуществовала до 1986 года, после чего Джефф Линн распустил её, воссоздав в обновлённом составе в 2001 году для записи последнего на данный момент студийного альбома. Наиболее известными композициями группы считаются: «Ticket To The Moon», «Don't Bring Me Down», «Calling America», «Hold On Tight», «Last Train To London».
– Okay, uh, look Snooki. Can I call you Snooki?
– No, it`s Nicole now.
– Ладно, послушай, Снуки. Могу я называть тебя Снуки?
– Нет, теперь я Николь.
В роли Демона Перекрестка снялась Николь Элизабет «Снуки» Полицци (Nicole Elizabeth «Snooki» Polizzi; 23 ноября 1987, Сантьяго, Чили) – американская актриса и телевизионная персона. Участница реалити-шоу «Jersey Shore» с 2009 года, прославившаяся благодаря своим неординарным высказываниям, а также из-за получившего широкую огласку в СМИ скандального инцидента в одном из баров, где проходили съемки шоу: после ссоры с одним из посетителей заведения Снуки получила удар в лицо от своего оппонента. В начале сезона шоу Николь зарабатывала 5 000$ за эпизод, а теперь получает 30 000$ за эпизод. О своей популярной и успешной жизни не так давно она написала книгу.
С 2012 года совместно со своей подругой JWoww ведёт реалити-шоу «Snooki & Jwoww».
Марианская впадина
Марианская впадина (или Марианский жёлоб) – океанический глубоководный жёлоб на западе Тихого океана, самый глубокий из известных на Земле. Назван по находящимся рядом Марианским островам.
Самая глубокая точка Марианской впадины – «Бездна Челленджера» (Challenger Deep). Она находится в юго-западной части впадины, в 340 км на юго-запад от острова Гуам (координаты точки: 11°22` с. ш. 142°35` в. д. (G) (O)). По замерам 2011 года, её глубина составляет 10 994 ± 40 м ниже уровня моря.
Первые измерения (и открытие) Марианского жёлоба были проведены в 1875 году с британского трехмачтового корвета «Челленджер» («Бросающий вызов»). Тогда, с помощью глубоководного лота, установили глубину 8 367 метров (при повторном промере – 8 184 м). В 1951 году английская экспедиция на научно-исследовательском судне «Челленджер» с помощью эхолота зафиксировала максимальную глубину 10 863 метра. По результатам измерений, проведённых в 1957 году во время 25-го рейса советского научно-исследовательского судна «Витязь» (руководитель Алексей Дмитриевич Добровольский), максимальная глубина жёлоба – 11 023 м. Трудность измерения состоит в том, что скорость звука в воде зависит от её свойств, которые различны на разных глубинах, поэтому эти свойства также должны быть определены на нескольких горизонтах специальными приборами (такими, как батометр и термометр).
Таким образом, глубочайшая точка впадины, именуемая «Бездной Челленджера» находится дальше от уровня моря, чем гора Эверест – над ним.
Жёлоб протянулся вдоль Марианских островов на 1 500 км. Он имеет V-образный профиль: крутые (7 – 9°) склоны, плоское дно шириной 1 – 5 км, которое разделено порогами на несколько замкнутых депрессий. У дна давление воды достигает 108,6 МПа, что примерно в 1072 раза больше нормального атмосферного давления на уровне Мирового океана. Впадина находится на границе стыковки двух тектонических плит, в зоне движения по разломам, где Тихоокеанская плита уходит под Филиппинскую плиту.
I see the darkness of it now, the Anthony Weiner of it.
Я опустился на самое дно, как Энтони Винер.
Энтони Винер (Anthony David Weiner) – американский политический и государственный деятель, демократ. Конгрессмен, представлял 9-й выборный округ в Палате представителей Конгресса США, включающий юг Бруклина, Южный и Центральный Куинс. Занимал этот пост с 1999 по 2011 годы.
10 июля 2010 года состоялась свадьба политика с Хумой Абедин, помощницей Хиллари Клинтон. В 2011 году выяснилось, что Винер знакомился с женщинами в Интернете, посылая им свои фотографии, иногда под псевдонимом Карлос Опасный «Carlos Danger». Это вызвало скандал и привело к отставке политика.
– Wait a second. We just want some answers.
– Read Sartre. Jean-Paul Sartre.
– Минутку. Нам нужны ответы.
– Читайте Сартра. Жан-Поля Сартра.
Жан-Поль Шарль Эмар Сартр (фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж – 15 апреля 1980, там же) – французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952 – 1954 годах Сартр занимал близкие к марксизму позиции), писатель, драматург и эссеист, педагог.
Литературная деятельность Сартра началась с романа «Тошнота» (фр. La Nausée; 1938). Многими критиками этот роман считается лучшим произведением Сартра, в нём он поднимается до глубинных идей Евангелия, но с атеистических позиций.
В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Он отказался принять эту награду, заявив о своём нежелании быть чем-либо обязанным какому-либо социальному институту и поставить под сомнение свою независимость. Точно так же в 1945 году Сартр отказался от ордена Почетного легиона. Кроме того, Сартра смущала «буржуазная» и ярко выраженная антисоветская ориентация Нобелевского комитета, выбравшего, по его словам («Почему я отказался от премии»), неудачный момент для присвоения премии – премия была присуждена, когда Сартр открыто критиковал СССР.
Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение – смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше – зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.
Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Именно человеческая деятельность придает смысл окружающему миру. Предметы – это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они – просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.
Каван Смит, сыгравший Катберта Синклера, появлялся в третьем сезоне «Сверхъестественного» в роли жертвы пластического хирурга Бентона в эпизоде 3.15. «Время на моей стороне» («Time Is on My Side»).
Дом низложенного Хранителя Знаний Катберта Синклера – это «дом Джареда» из эпизода 6.15. «Весь мир – театр» («The French Mistake»).