Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter!

Путеводитель по Сверхъестественному. Сезон 2 Версия для печати

. Содержание 

Новый уровень «Сверхъестественного»

ДИН: Сэм, папа сказал мне, что я должен буду тебя убить, только если не сумею спасти. Я спасу тебя, даже если это будет последнее, что я сделаю[1].

«В этом году мы приступили к работе сразу, без раскачки, - говорит исполнительный продюсер сериала Роберт Сингер. Но это не означает, что создатели сериала скопировали рецепт успеха первого сезона и мчатся дальше на автопилоте».

«Как бы сильно мы не гордились первым сезоном, - говорит создатель сериала Эрик Крипке, - но меньше всего нам хотелось повторяться. В начале работы над вторым сезоном мы с Бобом Сингером долго обсуждали, каким мы его видим. Мне дорог первый сезон, но его структура была слишком схематичной. Парни читают некролог в газете, приезжают в город, проводят расследование, нападают на след монстра, встречают девушку, борются с монстром, открывают что-то в самих себе и покидают город. Почти каждая серия строилась по этой формуле. Мы боялись, что если продолжим в том же духе в следующем сезоне, то зрителям станет скучно».

«Поэтому на заре второго сезона мы собрали сценаристов и сказали им: «поздравляем, сезон у вас вышел на славу. Теперь забудьте о нем. Не предлагайте нам сюжетов, которые похожи на уже снятые серии. - Вспоминает Эрик Крипке. - В офисе сценаристов стояла доска, на которой были записаны правила первого сезона. Мы демонстративно их стерли. Нам хотелось глубже проникнуть в характеры ребят и создавать истории не только о монстрах. К примеру, являются ли демоны, которые ходят по земле, отражением внутренних демонов человека?»

Сценарист Раэлль Такер вспоминает: «Второй сезон поставил перед нами сложнейшую задачу – сосредоточить внимание на внутреннем мире человека. Надо было раскрыть то, чего по-настоящему боятся Сэм и Дин: смерти, страданий, предательства и тому подобных вещей».

«Нам пришлось реорганизовать всю схему, - объясняет Эрик Крипке, - вот так и появились серии вроде «Блюза перекрестка», где вторая сюжетная линия разворачивалась в 30-х годах XX века, или «Ночной оборотень», где события происходили на фоне ограбления банка, или «Небывальщина», рассказанная в стиле анекдота. Мы много работали над тем, чтобы все серии максимально отличались друг от друга. Мы поставили себе цель - добиться того, чтобы зрители постоянно удивлялись и не могли догадаться, что же ждет их дальше».

«Мы пытались добавить чуть больше легкости и веселья. Своеобразное такое веселье, но, тем не менее, забавные моменты присутствуют в большинстве наших серий. - Замечает продюсер Фил Сгричча. - И все же я уверен, что мы никогда не откажемся от элементов ужастика: это же фундамент сериала. Но мне кажется, наши сценаристы пытаются выйти за рамки фильма ужасов и сделать бОльший акцент на приключения».

Как выразился исполнительный продюсер сериала Ким Маннерс: «Мы расправили крылышки».

Возможно, самое большое влияние на второй сезон оказала смерть Джона Винчестера. «Теперь, когда отца нет рядом, братья должны заботиться друг о друге и это изменило общую тональность сериала», - Говорит Ким Маннерс. «Смерть отца способствовала развитию всей истории, - утверждает Роберт Сингер, - в «Сверхъестественном» никто не застрахован от смерти. Уход Джона помог нам чуть более подробно показать наших главных героев. Теперь мы могли придумать для них нечто гораздо более интересное».

    Знаете ли вы?

    Эрик Крипке поделился радостным известием, что 2 мая 2007 года у него родился сын. Его жена вскоре сообразила, что этот день также является днем рождения Сэма Винчестера: «мы подумали, что это странно и жутковато, ведь очевидно, что мы ничего такого не планировали».

Актер Джеффри Дин Морган согласен, что смерть его персонажа добавила новые грани в отношения между братьями. «Одно дело просто идти и бить демонов, но когда в твоих чувствах такое смятение из-за тяжелейшей потери – мне кажется, это захватывающее зрелище. Персонажи получаются многогранными, а это редкость на телевидении».

«На меня произвело впечатление, как завершилась линия Джона Винчестера. Это был эмоционально весомый и искренний момент. - Говорит Эрик Крипке. - Забавно, что персонажи подсказывают тебе, как должен продолжиться сюжет – если, конечно, ты внимательно их слушаешь. Дин был так подавлен смертью отца, что каждый раз, когда мы пытались сдвинуть его в другом направлении, он словно говорил нам «нет, нет, нет». Смерть отца подняла для Дина много тяжелых вопросов. И это совершенно естественно, ведь главной целью его жизни было следовать приказам отца и быть хорошим солдатом. Но теперь персонаж стал более сложным и трагическим. Именно это, мне кажется, дало сериалу глубину, которой не было в первом сезоне».

Эрик Крипке хотел бы, чтобы у них была возможность подобным же образом исследовать переживания Сэма по поводу смерти отца. «Я чувствую, что мы оказали этому персонажу дурную услугу, - рассказывает Крипке, - мы лишь вскользь коснулись его эмоций. Единственной серией, рисующей состояние Сэма после смерти отца, была «Все любят клоунов», где Сэм говорит, что будет продолжать охотиться, ведь этого хотел бы отец. Им движет чувство вины. Когда Джон был жив, они с Сэмом жили, как кошка с собакой. Даже в их последний разговор Сэм затеял ссору, в то время, когда Джон пытался сказать «прощай, я умираю». Между ними никогда не было понимания, и теперь Сэм пытается компенсировать несбывшееся, став идеальным сыном. Это искренний и интересный порыв.

Мы очень стараемся заставить наших персонажей действовать, как живых людей – ошибаться, путаться, не всегда следовать логике. Я полагал, что Сэм у нас получился именно таким. Возможно, нам следовало бы сделать еще пару серий о том, как Сэм переживает смерть отца, но когда мы спохватились, уже шла восьмая или девятая серия. И Дину пора было раскрыть Сэму большой секрет, который Джон прошептал ему на ухо на смертном одре, что ему придется либо спасти Сэма, либо убить. А после этого вы тут же с головой окунаетесь в мифологию сериала».

«Теперь у Сэма есть о чем беспокоиться – о судьбе и свободе воли, о его собственном темном предназначении и о прочих подобных вещах. Он не может выбросить из головы вопрос «Кем я становлюсь?» Если бы Эрику Крипке довелось создавать второй сезон заново, он не стал бы делать такой акцент на этой сюжетной линии. «Для всех нас это стало уроком. Сэм в конце второго сезона слишком уж беспокоился о том, что может стать злом. Но он не делал абсолютно ничего злого. Почти в каждой серии зритель слышал «Дин, ты должен убить меня, если я превращусь в монстра», «Я не дам тебе превратиться в монстра», «Но что, если я превращусь?», «Не превратишься!», «Да, но вдруг?», «Сэм, ты не монстр, с тобой все нормально, ты только что спас всех этих людей. Ты – борешься со злом, разве нет?»

Мы ни разу не подкрепили доказательствами тезис о том, что Сэм может перейти на темную сторону. Никаких действий, одна болтовня. Будь у меня еще один шанс, я, возможно, заставил бы Сэма сделать парочку черных дел…»

«Люди часто утверждают (например, в интернете), что Сэм – главный персонаж сериала, поскольку вся мифология построена на том, кем он станет. - Делится своими наблюдениями Эрик Крипке. - Я не понимаю этого. Для меня сюжетная линия Дина не менее, а может, даже более увлекательна. Ведь гораздо интереснее понаблюдать, как старший брат будет вести себя в подобной ситуации. Как он будет спасать Сэма? А что случится, если младшего нужно будет убить? И как обычный, нормальный человек отреагирует на все эти паранормальные штучки, которые творятся с его братом? Особенно если учесть, что всю жизнь его учили выслеживать и убивать подобных существ. Это же и есть самая суть «Сверхъестественного» – сериала о семье и душевных терзаниях».

Аварийная ситуация

Эффектная автокатастрофа, которой закончился первый сезон, чуть не стоила Дину жизни. Но потери своей любимой Импалы он бы точно не вынес. «Гибель Импалы уничтожила бы Дина, - соглашается Эрик Крипке, - хотя мы рассматривали машину скорее как метафору. В серии «Пока я умирал» Сэм не дает отправить ее на свалку, и это значит, что он не собирается сдаваться в борьбе за Дина. А когда Дин в серии «Все любят клоунов» начинает крушить Импалу монтировкой – это одна из наиболее шокирующих сцен. Это был лучший способ показать, что Дин сломлен и обезумел от горя, ведь свою машину он любит больше всего на свете. К тому же машина для него символизирует отца, охоту и всю прежнюю жизнь. В серии «Жажда крови» Импала возвращается во всей своей красе, и с этого момента третий главный персонаж сериала снова в строю».

Дин никогда не позволял себе думать, что Сэм может обратиться во зло, но Джон, должно быть, верил в это, поэтому и прошептал инструкции на ухо Дину, ведь так? «Как нам кажется, Джон знал не меньше, чем продюсеры сериала, - объясняет Эрик Крипке, - он знал то, о чем мы еще долго не расскажем. Он был отличным охотником и ко времени событий серии «Кровь мертвеца» узнал все. Он не просто подозревал, что Сэм может обратиться во зло, он точно знал, что это очень даже возможно. Он надеялся, что Дин сможет спасти брата, но также был уверен, что спасение целого мира важнее. Так что если Дин не справится, ему придется пожертвовать Сэмом».

Как выяснилось, у Джона был еще один большой секрет. Место, где собираются охотники, и которым владеет его старая знакомая. Эрик Крипке рассказывает, как родилась эта сюжетная линия: «Честно говоря, высшие силы намекнули нам, что у парней должно быть место для привала. Место, где они могли бы встретить знакомых, куда могли зайти и, возможно, получить наводку на новое дело. Мы взяли это на заметку, обдумали. И у Боба Сингера родилась мысль, которая мне очень понравилась: «Что, если это будет как бар в «Звездных войнах»? Место, где случаются неприятности и встречаются опасные типы?» Это была по-настоящему сильная идея. Так появился бар у дороги. А потом мы населили его...

    Знаете ли вы?

    Персонаж Элен Харвелл был назван Элен из-за того, что моделью для сценаристов послужили крутые, но эмоционально уязвимые героини, которых часто играла актриса Элен Баркин[2].

«Мы посвятили столько времени взаимоотношениям отцов и сыновей, что нам захотелось увидеть, а как в мире охоты будут выглядеть отношения матери и дочери. Ведь семья – основная тема нашего сериала. Так появились Элен и Джо. - объясняет Эрик Крипке вплетение в сюжетную канву сериала новых персонажей, женщин семейства Харвелл. - Роман Элен с Джоном был ожидаемым ходом, и мы на это не пошли. Мы хотели, чтобы у них были искренние и крепкие платонические отношения, и одновременно мы должны были объяснить, почему Джон никогда не рассказывал сыновьям про бар у дороги. Поэтому мы придумали трагическую историю о виновности Джона в гибели отца Джо на охоте».

«Элен несет в себе материнскую энергию, с которой парни никогда раньше не сталкивались. И мне кажется, это очень интересная ситуация. Она похожа на львицу, сильную и опасную. «Только тронь мое дитя, и я тебя убью». Саманта Феррис по-настоящему наполнила персонаж жизнью. Она оправдала все ожидания, ее героиня многогранная - непростая и жесткая, но в то же время красивая и женственная».

«Джо была придумана, чтобы стать любовным увлечением Дина, - говорит Эрик Крипке, подтверждая подозрения фанатов, - предполагалось, что этот персонаж будет развиваться, взбунтуется против матери, начнет охотиться. Мы бы наблюдали, как она становится сильнее и упорнее. В конце концов, мы всё это выполнили, однако совсем не так, как первоначально задумали. Мне кажется, Алона Тал сыграла великолепно. Она была симпатичной и обаятельной - такой, какой мы и хотели её видеть, и даже лучше. Но мы подставили актрису, так как изначально неверно создали персонаж. Мы создали ее невинной девушкой, которая хочет стать охотником. Это придало персонажу энергию бегуна на старте, но зато этот характер не мог зацепить Дина. В своем увлечении охотой Джо была слишком экзальтированна и слишком прозаична. Задним умом все крепки, теперь-то очевидно, что Дин не мог потерять голову из-за такой девушки, он скорее запал бы на Дженифер Гарднер из сериала «Шпионка». Дин мог бы увлечься девчонкой, которая вошла бы в дверь, поубивала всех и пошла своей дорогой, а он бы спросил «Кто это?» Алона отлично играла, но персонаж вел себя не как возможная подружка, а скорее, как младшая сестренка. И поскольку это не сходилось с нашими первоначальными намерениями, и нам не нужен был персонаж - младшая сестра, к сожалению, мы были вынуждены постепенно отодвинуть ее героиню на задний план».

Если считать отзывы фанатов в интернете выражением мнения всех зрителей, можно с уверенностью сказать, что по «младшей сестренке» они скучать не будут. Но Джо не единственный обитатель бара у дороги, который не получился таким, как планировалось. «У нас был Эш, - продолжает Эрик Крипке, - Чад [Линдберг] сыграл так, что нам крышу сорвало, но его герой не очень вписывался в атмосферу сериала. Он был слишком комичный и слишком отвязный. Атмосфера «Сверхъестественного» должна быть очень реалистична, ведь, если мы собьемся с тона, зритель нас спросит: «вы хотите, чтобы я верил не только в существование призраков, но и в существование вот этого парня?» Поэтому мы отказались от Эша.

«Фактически мы повернулись спиной к бару у дороги. - делает вывод Эрик Крипке. - Мы осознали, что наш сериал – это приключения в дороге. Место, куда парни всегда будут возвращаться, противоречит этому посылу и меняет настрой всего сериала, чего я ни в коем случае не хотел. Поэтому я с радостью спалил бар у дороги дотла». И Эш сгорел вместе с ним.

    Сэм или Дин?

    Эрик Крипке размышляет, кто из братьев больше похож на него. «Я бы сказал, Сэм. Сэм - во многом отражение моего характера. Через него я проецирую отношение обычного человека к паранормальному и думаю, как бы я поступил на его месте. Мне бы хотелось обладать дерзким остроумием Дина. Легко быть очаровательным остряком, когда у тебя есть целый час, чтобы написать хлесткую фразу. Гораздо труднее сочинять на ходу. Писать реплики для Дина очень весело. Дин говорит так, как хотел бы говорить каждый».

Но забавник Эш не был единственным новым персонажем, убитым во втором сезоне. Все детки с паранормальными способностями тоже дали дуба. «Мы всегда знали, чем в финале сезона закончится эта сюжетная линия. - Рассказывает Роберт Сингер. - Мы решили, что эта история не тянет больше, чем на один сезон». Идея об открытии Врат Ада пришла в голову создателям сериала «в середине года, и на этом мы хотели построить мифологию третьего сезона. - Говорит Сингер. - Финал сезона в двух частях был по-настоящему хорош и полон шокирующих моментов. Честно говоря, трудновато целый сезон тянуть кота за хвост, оставляя паранормальных детишек в живых - с поисками отца в первом сезоне было попроще. Но зато у нас появилось несколько совершенно замечательных персонажей».

Одним из таких замечательных персонажей стал Бобби, с которым мы уже встречались в первом сезоне. «Джим Бивер привнес в сериал отношения, особенно важные для братьев теперь, после смерти их отца», - считает Ким Маннерс.

К счастью, и Бобби, и Элен (в каком-то смысле ставшие для Сэма и Дина приемными родителями) пережили этот смертельный сезон.

    Знаете ли вы?

    Персонажи Дин и Джессика оба родились 24 января (с разницей в пять лет), но это сверхъестественное совпадение не имеет никакого отношения к мифологии сериала. Создателю сериала Эрику Крипке нравится эта дата, поскольку это день рождения его жены.

Хотя есть много вещей, которые Эрик Крипке сделал бы иначе, имей он машину времени, он искренне считает, что сериал стал лучше. «Второй сезон был удачнее в отношении самых важных для сериала, но не входящих в основную сюжетную линию серий, - заявляет Крипке, - пятнадцать из двадцати двух серий были внесюжетными, и я с гордостью выставил бы любую из них против любой серии любого другого сериала, снятого в этом жанре. Мы придумали потрясающие истории. Они были глубокими и волнующими».

Роберт Сингер объясняет качественный уровень второго сезона тем, что «съемочная группа осталась той же, и съемочный процесс вошел в колею». Главный парикмахер Джинни Чоу полностью с ним согласна. «Работать с теми же членами съемочной группы, режиссерами, сценаристами – одно удовольствие. Мы стали безупречно слаженным механизмом и общаемся почти на телепатическом уровне». И это касается не только работы. Как отмечает композитор Джей Грушка, «когда все друг друга знают и друг другу доверяют, появляется ощущение комфорта. На площадке всегда хорошее настроение и много шуток. Такого не бывает, когда каждую неделю приходится заново ко всему привыкать».

Единственное, что изменилось, это производство видеоэффектов. «Мы решили, что как с точки зрения качества работы, так и с точки зрения финансов будет лучше создать наш собственный отдел видеоэффектов. - Объясняет продюсер Тод Аронауэр. - Координатор видеоэффектов Айвэн Хайден, работавший над первым сезоном, остался с нами, это помогло сделать перемены безболезненными».

Роберт Сингер замечает, что «с течением времени наши герои накапливают прошлое, к которому сценарист может обратиться, актеры чувствуют себя увереннее, и все это способствует удачной работе».

А еще очень помогает то, что «актеры общаются со съемочной группой, - говорит помощник продюсера Джордж Грив, - это очень позитивный фактор». Координатор трюковых съемок Луи Болло дополняет это утверждение: «когда Джаред приступил к съемкам второго сезона, он сказал «Ты знаешь, пять недель назад меня охватила жуткая ностальгия по съемочной площадке, по всем вам, ребята. Вы – моя семья».

Всех членов большой дружной семьи «Сверхъестественного» объединяет одна цель. Как подчеркивает художник–постановщик Джерри Ванек: «мы все любим наш сериал и хотим, чтобы он продолжался. Поэтому мы постоянно стараемся сделать его лучше».

На самом деле они делают свою работу настолько хорошо, что иногда граница между сверхъестественным и реальностью стирается. «Порой на съемочной площадке довольно жутковато. - Рассказывает Саманта Смит (Мэри Винчестер). - Специалисты по свету и по реквизиту помогают сериалу выглядеть просто потрясающе». Ничуть не меньше Саманта Смит восхищается сценаристами: «тексты и сюжеты становятся только сильнее и интереснее. Начало было впечатляющим, но сейчас сериал становится все лучше и лучше».

«Мы сделали несколько очень сильных серий. - Говорит Ким Маннерс о втором сезоне. - Мы все – актеры, съемочная группа, сценаристы - понимали, что за сериал мы создаем и в каком направлении нам нужно двигаться».

«Какие-то серии нам нравятся больше, какие-то – меньше, - признает Роберт Сингер, - но в общем второй сезон получился удачным».

Эрик Крипке уточняет: «Во втором сезоне мы все сделали правильно – у нас были запутанные истории, крутые повороты сюжетных линий и крепкая арка мифологии, которая закончилась сделкой Дина. Я очень горд вторым сезоном».

«Для нас это был поворотный год, - согласен с ним Ким Маннерс, - и он определенно заработал для нас третий сезон».

Широко раскрыв Врата Ада и определив дату смерти Дина, они начинают третий сезон, который обещает быть лучше прежних!

КРИП

Крипке в сериале сидит сразу на нескольких стульях: он и создатель, и главный сценарист, и исполнительных продюсер, и прокатчик. Но больше всего он гордится (по крайней мере, от этого он получил самое большее удовольствие) своим первым опытом работы в качестве режиссёра. «Мне нравится быть режиссёром! - заявляет он. - Это самая классная работа в нашем бизнесе. Она чрезвычайно утомительна физически, порой до полного изнеможения, но она того стоит. Ты оказываешься в удивительных местах, тебя окружают чудесные люди, готовые воплотить в жизнь твои самые безумные идеи. Как не любить такую работу? Ты можешь позвонить кому-нибудь и сказать: «Мне нужен парень в татуировках с головы до пят», а тебе в ответ только и скажут: «Будет сделано!» Тебе предоставляется отличная возможность наблюдать за тем, как оживают существа, которые ты создал, и это приносит самое глубокое удовлетворение».

  1.  2.14. «Рожденный под дурным знаком»
  2.  Элен Баркин – американская актриса, снималась в к/ф «Море любви», «Кара небесная» («Подмена»), «13 друзей Оушена» и др.
— Nicholas Knight
ПереводJess, wing-sco