Путеводитель по Сверхъестественному. Сезон 2
Блюз о Перекрестке
Знаете ли вы?
Чердак из серии 2.06 «Выхода нет» был переделан в квартиру художника Джорджа Дарроу, которую мы видим в «Блюзе о Перекрестке».
- Сценарий: Сара Гэмбл
- Режиссер: Стив Бойум
- В ролях: Ла Монд Берд (Роберт Джонсон), Джон Лафайет (Джордж Дарроу), Джаннет Суза (демон Перекрестка), Ивонна Майерс (Сэди), Винсент Гейл (Эван Хадсон), Алекс Панович (Тони Дисальво), Кэтрин Томас (горничная), Дэни Делори (Сильвия Перлман), Джеймс Лафазанос (управляющий), Кристи Лэйнг (демон Джонсона), Леа Кэйрнс (Джули Хадсон)
- Музыка: «Crossroad Blues» by Robert Johnson, «Downhearted Blues» by Son House, «Key To the Highway» by Little Walter, «Chaos Surrounds You» by Mastersource, «Hair of the Dog» by Nazareth
Сэм и Дин занимаются расследованием смерти архитектора, который утверждал, что его преследовала злобная черная собака – по всей видимости, предвестник смерти. Братья выясняют, что архитектор десять лет назад был всего лишь барменом в баре «У Ллойда», а потом к нему внезапно пришел успех. Затем Винчестеры посещают дом доктора, которая пропала без вести и, возможно, погибла. Она так же, как и архитектор, говорила о некой черной собаке, и тоже стала преуспевающим врачом буквально в считанные дни. Дин замечает фотографию доктора с друзьями, подписанную: «Бар «У Ллойда», ноябрь 1996»…
Бар находится на перекрестке – месте, где, по поверью, люди часто совершают сделки с демонами. И это наводит братьев на мысль, что черные собаки – на самом деле адские гончие, посланные собирать души, проданные людьми в обмен на исполнение заветных желаний. Сэм и Дин вспоминают о Роберте Джонсе, гениальном блюзмене из Миссисипи, который, по легенде, продал свою душу дьяволу за умение виртуозно играть на гитаре. И, похоже, тот самый демон возвратился вновь. Братья находят еще одного человека, совершившего сделку с демоном Перекрестка десять лет назад. Им оказывается художник Джордж Дарроу, который рассказывает Винчестерам, что демон Перекрестка так и остался в этих краях, совершая новые и новые сделки. Дарроу признает, что продал душу дьяволу, но от помощи братьев отказывается. Но рассказывает им про Эвана Хадсона, продавшего душу, чтобы спасти жену от рака.
Пока Сэм отгоняет от Хадсона адских псов, Дин встречается с демоном Перекрестка, который оказывается девушкой. Дин приглашает ее к себе в машину, чтобы поговорить, но она замечает, что «Импала» стоит на дьявольской ловушке. Демон приходит в ярость, но предлагает Дину сделку – его душа в обмен на душу Джона Винчестера, и вдобавок десять лет жизни с отцом. Дин заводит демона в другую ловушку, но она отказывается освободить Эвана Хадсона от его «долга». Дин начинает читать заклинание, изгоняющее демона, и она сдается. Они скрепляют свой договор, по которому Эван остается жить, поцелуем. Однако демон Перекрестка напоследок бросает, что Дин согласился бы на сделку, знай он, как страдает из-за него отец. Дин спрашивает Сэма, как ему теперь жить с этим знанием, и Сэм начинает беспокоиться, что его брат может когда-нибудь решиться обменять свою душу на душу их отца…
СЭМ: Ну, что там?
ДИН: Секретаршу зовут Карли. Ей 23 года. Плавает на байдарках... И они не силиконовые.
СЭМ: А ты случайно не спросил, слышала ли она что-нибудь о черных псах?
«В основу серии «Блюз о Перекрестке» легла очень особенная для меня история, потому что самый первый сценарий, который я написал, будучи еще студентом колледжа, был именно про легенду о Роберте Джонсоне, – рассказывает Эрик Крипке, – Эта легенда – квинтэссенция всего, что я люблю в «Сверхъестественном». В ней есть и американский фольклор, и атмосфера настоящего американского хоррора, а еще ее события происходят на пыльных дорогах провинциальных Штатов… И все это сопровождает великолепная музыка».
«Блюз я люблю не меньше, чем классику рока. Мне всегда хотелось снять серию про Роберта Джонсона, только мы никак не могли придумать, как связать ее с историей Сэма и Дина, ведь это события давно минувших дней. У нас ничего не получалось, пока Сара (Гэмбл, исполнительный продюсер и сценарист) не подошла ко мне и не предложила: «А что если демон, которому Роберт Джонсон продал свою душу, вернулся и продолжает заключать сделки в наши дни? Мы можем включить в серию также историю Джонсона, и у тебя наконец появится шанс рассказать ее людям». Я очень горжусь тем, что мы показали нашим зрителям максимально правдоподобные кадры из жизни Роберта Джонсона, и сделали это под знаменитую музыку легендарного блюзмена».
«Конечно, вера в сделку с дьяволом была лишь частью суеверных представлений людей того времени, но ведь юный Роберт, – подчеркивает Гэмбл, – действительно не умел играть на гитаре. Затем он исчез на несколько лет, возвратившись просто великолепным гитаристом. Самое интересное, что мы послушали его записи… И – да, он на самом деле так крут. К тому же, поет об адских псах. Еще известно, что Джонсон под конец жизни сошел с ума. Кто-то говорит, что это были проделки дьявола, кто-то – что всему виной был алкоголь или его беспорядочные связи».
Знаете ли вы?
Помимо «Блюза о Перекрестке», у Роберта Джонсона было много других «демонических» песен – например, «Preaching Blues (Up Jumped the Devil)» («Блюз проповедника (И вздрогнул дьявол)»), «If I Had Possession Over Judgment Day» («Мог бы я назначить Судный день»), «Hellhound On My Trail» («Адский пес идет за мной»), «Me & the Devil Blues» («Блюз про меня и дьявола»).
«Мне очень понравилось сниматься в серии, основанной на настоящей легенде, – отмечает Дженсен Эклз, – Было здорово вдруг почувствовать себя в самом центре событий, о которых ты раньше только слышал».
Художник по костюмам Диана Видас «оживила» образ Джонсона при помощи его костюма. «Костюмы той эпохи (20-30-х гг. ХХ века – прим. пер.), очень интересно придумывать и воссоздавать. Всегда непросто найти подходящую ткань, выглядящую винтажно. Но ты понимаешь, что твои усилия были не напрасны, когда видишь получившийся результат».
Звукорежиссер Чарли Кратчер тоже затратил немало усилий на озвучание кадров из жизни Роберта Джонсона, потому что «нужно было, чтобы актеры говорили так, как это раньше делали люди на старом Юге».
«А вот создание звуковых эффектов было сплошным удовольствием, – продолжает Кратчер, – Ведь адских гончих не видно, а нужно было сделать так, чтобы от их приближения мороз шел по коже». Это и стало главной задачей звуковиков при создании образов адских псов, соглашается Сара Гэмбл. «Когда я только начинала работать над серией, – вспоминает она, – Я думала взять на роль псов ротвейлеров или другую породу бойцовых или служебных собак. Но Эрик сказал мне: «Не надо нам никаких собак. Реальные собаки будут смотреться в кадре нелепо. Нужно сделать адских гончих невидимыми». Я сначала даже обиделась на Эрика, но потом подумала и поняла, что это правильное решение. Адские псы намного страшнее еще и потому, что их не видно».
Может быть, в отношении псов Гэмбл слегка подвело чутье, зато «у нее всегда получается поддерживать очень тонкий баланс, – уверяет Раэль Такер, – Сцены, что придумывает Сара, получаются забавными, необычными, даже страшными, и всегда имеют глубокий подтекст. Она не боится неоднозначности – историй и персонажей, которые можно рассматривать двояко с точки зрения этики. И поэтому серии, сценарий к которым пишет Сара Гэмбл, как правило, заставляют образы Сэма и Дина развиваться, привносят в них глубину».
И эта серия не стала исключением – она развивает не только характеры главных героев, но и мифологию сериала, ведь в ней появляется персонаж, который сыграет ключевую роль в финале сезона. «Это законченная серия, – отмечает Гэмбл, – но мы сразу же поняли, что демон Перекрестка нам еще пригодится».
ДИН: Как он мог так поступить?
СЭМ: Он сделал это ради тебя.
ДИН: В том-то и дело. И как мне теперь с этим жить? Думая о нем, о том, где он сейчас... Он всю жизнь гонялся за этим желтоглазым ублюдком. И должен был погибнуть сражаясь. Вот что он должен был оставить после себя, понимаешь? А не заключить сделку с проклятой тварью.
Музыка Роберта Джонсона сильно вдохновила не только сценаристов, но и композитора Кристофера Леннерца. «В начальной сцене серии с Робертом Джонсоном играет моя музыка, – гордо сообщает Леннерц, – К нам пришел блюз-гитарист, который сыграл на старой акустической гитаре. Нам пришлось максимально точно передать манеру игры Роберта Джонсона – он, например, никогда не использовал гитарное глиссандо. Кроме того, я добавил в гитарное соло пару диссонирующих нот, которые наполнили блюз ощущением тревожности от грядущей сделки Джонсона с дьяволом. Эта музыка звучит в миноре, ведь мы стремились показать, что события вскоре развернутся не самым радужным образом. Думаю, у нас это получилось просто отлично».