Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter!

Путеводитель. Сезон 4 Версия для печати

 Содержание 

Восстание Люцифера

Знаете ли вы?

Курт Фуллер уверен, что «Рай на земле» а ля Захария – это покорные люди, которые служат Небесам.

  • Сценарий: Эрик Крипке
  • Режиссер: Эрик Крипке
  • В ролях: Джим Бивер (Бобби), Миша Коллинз (Кастиэль), Курт Фуллер (Захария), Женевьев Кортез (Руби), Кэтрин Бошер (Лилит), Роб Бенедикт (Чак Ширли), Роб ЛаБелль (Азазель/ отец Лехне), Артин Браун (охранник)
  • Музыка: «Carry On Wayward Son» by Kansas

В 1972 году в церкви Святой Марии в Ильчестере, штат Мэрилэнд, Азазель вселяется в священника и убивает восемь монахинь. Это происходит в часовне, которая построена над входом в клетку, где заточен Люцифер. Устами мертвой монахини Люцифер говорит с Азазелем и сообщает ему, что Лилит сможет сломать печати, и что Азазель должен отыскать для него особенного ребенка.

Разумеется, этот ребенок – Сэм. Мы возвращаемся в наше время и видим, как Сэм пытает демона и узнает, что Лилит будет в церкви Святой Марии. Но Сэма мучают сомнения. Во-первых, ему нужна ударная доза демонской крови, а демон, вселившийся в тело женщины, умолкает, предоставляя ей умолять Сэма о пощаде. Во-вторых, Сэм сожалеет о драке с Дином и спрашивает себя: может, брат был прав?

Тем временем Бобби пытается убедить Дина позвонить Сэму и помириться с ним. Дин возражает, что Сэм сделал свой выбор и ушел, и он больше не уверен, что Сэм ему брат. Бобби отвечает, что Дин говорит в точности, как его отец. Он называет Джона трусом за то, что тот в свое время оттолкнул Сэма, и говорит, что Дин не должен вести себя так же, ведь он лучше Джона. Не успевает Дин ответить, как оказывается в красивой комнате, которую Захария называет «закулисьем» – местом, где актеры ждут своего выхода на сцену. Ангелы перенесли Дина сюда, чтобы он был в безопасности до нужного момента. Нетронутой осталась последняя печать, и взломать ее может только Лилит. И ангелам нужно найти её прежде, чем она это сделает. Дин звонит Сэму и оставляет сообщение, где просит прощения за то, что раньше ему наговорил. Потом он вызывает Кастиэля. Когда Дин требует отвести его к брату, выясняется, что на самом деле «закулисье» – это тюрьма Дина. Захария открывает ему, что топ-менеджеры Небес хотят, чтобы Лилит начала Апокалипсис. Так они смогут навсегда избавиться от Люцифера и всех его демонов, и неважно, что в процессе погибнет уйма народу. Захария утверждает, что «Бог ушёл со сцены».

Когда Сэм слушает сообщение брата, оно оказывается совсем другим. В фальшивом сообщении Дин говорит, что он прекращает попытки спасти Сэма и открывает на него охоту потому, что Сэм – монстр и прошлого не вернуть. Сэм решает, что если обратной дороги нет, то у него нет выбора, нужно идти дальше. Что означает убить невинную одержимую женщину и выпить ее кровь, чтобы хватило сил для борьбы с Лилит.

Дин убеждает Кастиэля помочь ему. Кас рисует своей кровью ангельскую печать и изгоняет Захарию. Кас и Дин перемещаются в дом Чака Ширли. Тот потрясен – этого события не было в его видении. Чак рассказывает им, где Сэм. Кастиэль говорит Дину, что тот должен остановить Сэма. Дин готов помочь брату убить Лилит, но Кастиэль предостерегает, что Лилит и ЕСТЬ последняя печать. Когда она умрет, начнется самое страшное. Появляются признаки приближения архангела, и Кастиэль отправляет Дина в церковь, а сам остается сдерживать ангелов.

Сэм легко расправляется с приспешниками Лилит, и телекинезом прижимает ее к алтарю. Руби видит Дина и блокирует дверь в часовню. Сэм начинает убивать Лилит, но останавливается, слыша, как Дин выкрикивает его имя. Он замирает и прислушивается, но Руби начинает кричать на него, заглушая Дина. Затем Лилит насмехается над Сэмом и переключает его внимание на себя. Глаза Сэма чернеют, он использует всю свою силу и, наконец, убивает Лилит. Она падает замертво, но ее кровь, вытекая из тела, кажется, живет собственной жизнью. Она течет, образуя круг с лучами, которые сходятся к центру.

Сэм удивлен поведением крови, но тут Руби начинает хвастаться. Она говорит, что Лилит – первый демон и последняя печать, и что Сэм начал Апокалипсис. Сэм в ярости, но ничего не может сделать, его силы иссякли. Дин отжимает дверь и врывается внутрь. Руби готова к бою, но Сэм хватает ее сзади и держит, пока Дин втыкает ей в живот демонский нож. Сэм говорит брату «прости», но Дину не до этого. Ему хочется скорее убраться оттуда.

Слишком поздно! Ручейки демонской крови сходятся в центре круга, и вверх вырывается столб света. Свет становится все ярче и ярче, и, наконец, он охватывает все вокруг, включая Сэма и Дина.

Это восстает Люцифер.

    РУБИ: Ты даже не представляешь, как мне было тяжело. Я одна против всех демонов. Никто не знал. Я была лучшей среди этих тупых ублюдков! Самой преданной! Даже Аластар не знал! Только Лилит! Понятное дело, ты сейчас сердишься. Но, будет тебе, Сэм! Ты не можешь не признать – мне просто нет равных!

Если название серии «Восстание Люцифера», то нет никаких сомнений, что в финале четвертого сезона Люцифер и правда восстанет, или, по крайней мере, начнет это делать. Главная драма и главный сюрприз серии были не в этом, а в том, какие действия Винчестеров, ангелов и демонов сделают возможным Апокалипсис. Перейдет ли Сэм на темную сторону? Придется ли Дину убить Сэма? Останется ли Кастиэль верен Небесам? Откроет ли Захария свои карты? Появится ли Бог? Умрет ли Лилит? (Да, конечно!) И наконец, ответ на вопрос, который мучил зрителей больше всего: окажется ли Руби лживой сукой?

«В этой серии мы наконец-то поняли, каковы истинные намерения Руби, – восклицает Дженсен Экклз. – Мы узнали, что с самого начала ее цели были не такими, как нам казалось».

«С самого первого появления Кэти Кэссиди в роли Руби в «Великолепной семерке» мы знали, что это двойной агент, который манипулирует Сэмом», – признает создатель сериала Эрик Крипке. «В общем и целом, таков был наш план с самого начала, – подтверждает исполнительный продюсер Боб Сингер. – Так мы и хотели сделать». Создателям сериала доставляло огромное удовольствие водить фанатов за нос. «Мы хихикали в кулачек, ведь мы знали, что за туз у нас в рукаве. Мы читали в интернете, как фанаты спорят: плохая ли она или хорошая, каковы ее истинные мотивы. А мы все знали с самого начала. Так что было очень весело наконец открыть наши карты».

Знаете ли вы?

Контактная информация Карвера Эдлунда: P.O. Box 617 Kripke`s Hollow, OH 43301; carveredlund@gmail.com

Похоже Сэм имеет склонность доверять демонам – сначала Мэг, потом Руби. Было бы любопытно увидеть, как команда этих двух демонов борется с Винчестерами, но, увы, не судьба. «Мы так давно запланировали смерть Руби, что никогда не рассматривали другие варианты, – рассказывает Эрик Крипке. – Финал серии «Восстание Люцифера» мрачен, но одна хорошая вещь все-таки случилась – злодейка уничтожена. Но я должен признать, что, работая с Женевьев как режиссер, и наблюдая ее отличную актерскую игру в сцене смерти, я раз за разом думал: «И зачем мы убили Руби? Теперь, когда стало ясно, что она – противник, ее можно использовать в пятом сезоне». Но было уже поздно что-то менять».

    КАСТИЭЛЬ: Мы через многое с тобой прошли. И я хотел сказать – мне очень жаль, что всё так обернулось.
    ДИН: Жаль, значит? Армагеддон, Кас. Тут одним «мне жаль» не отделаешься.

Даже при таком раскладе версия Руби а ля Женевьев Кортез протянула много дольше, чем могла бы. Так как Руби уже один раз перепрыгнула из тела Кэти Кэссиди в тело Кортез, не было никаких гарантий, что она там останется. До того, как Кортез снялась в своей первой серии, Эрик Крипке не был уверен, хотят ли они оставить Руби в этом теле, или она будет менять тела. Но создатели сериала быстро передумали. «Женевьев заслужила это, – говорит Эрик Крипке. – Она очень здорово начала и продолжила еще лучше. Она привнесла в роль Руби новые оттенки и некую уязвимость, а ведь именно этого я и хотел. Когда мы посмотрели пару отснятых серий, то спросили себя: «Чем каждый раз вводить новое тело и путать зрителей и Сэма, почему бы не оставить ее, ведь ее работа нам так нравится?»

«Мне нравится режиссерский стиль Эрика, – говорит Кортез. – Было очень здорово и полезно иметь его рядом на съемках «Восстания Люцифера». Потрясающе, что он ставил собственный сценарий – это же написанные им слова, его концепция. Так что это было замечательно. Я здорово повеселилась».

Выбор Кортез на роль Руби поставил перед режиссерами непростую задачу. «Они забывают, насколько я высокий, – замечает Джаред, – пока не сведут меня в одной сцене с миниатюрной девушкой». Когда Эрик Крипке увидел стоящих рядом Джареда и Женевьев, ему пришлось менять стратегию съемок. «Я запланировал много крупных планов Сэма и Руби, – рассказывает он. – Но быстро осознал, что из-за огромной разницы в росте с близкого расстояния их невозможно снять так, чтобы обе головы были в кадре. На площадке мне пришлось заново продумать все эти кадры. Можно, например, установить камеру высоко и наклонить – так на переднем плане будет профиль Джареда, а на заднем плане можно видеть лицо Женевьев. И оба крупных плана будут в одном кадре. Подобных кадров в этой серии много, так как я часто использовал этот трюк. Возможно, такой ракурс даже более драматичен. В большинстве случаев, когда зрители видят Джареда и Женевьев в одном кадре, она стоит на специальной платформе, которая уменьшает разницу в росте. Чтобы добиться крупных планов их обоих, нам пришлось импровизировать прямо на площадке».

Точно так же, как и Кортез, Кэтрин Бошер заслужила свое повторное появление в сериале. «Мы вернули Кэтрин потому, что нам понравилась ее работа, – говорит Эрик Крипке. – Мы были очень довольны тем, что она сделала и считали, что она дала Лилит потрясающий облик. Она красива, но в ее образе есть что-то угрожающее. И камера ее любит. Когда мы посмотрели отснятый материал, то сразу сказали: «Нам совершенно точно нужно снова ее пригласить!». В серии «Тьма в конце тоннеля» Лилит покинула тело, но мы подумали: «Лилит понравилось тело стоматолога-гигиениста из Блумингтона, штат Индиана, она нашла эту девушку и снова вселилась в нее». Так мы смогли вернуть еще одно знакомое лицо, а когда вы снимаете финал, чем больше знакомых лиц сезона зритель видит на экране, тем лучше».

Кэтрин Бошер также заслужила похвалы за ее работу в серии «Восстание Люцифера». «Она была замечательно жуткой мертвой девушкой, – восклицает Эрик Крипке. – Помню кадр, который мы снимали в тот день последним. Было три часа утра. Это была сложная съемка с применением камеры на кране. Кадр начинается с крупного плана лица Кэтрин на полу, ее щека в луже крови. Бедная девушка лежит лицом в холодной луже, которая становится все больше и больше, ведь в каждом новом дубле из ее рта на пол должно вытечь еще немного крови. Ей нельзя моргать, нельзя заметно дышать, и лужа крови становится такой большой, что задевает край ее глаза. Между дублями ей нельзя поднимать с пола голову потому, что это испортит лужу крови. Мы снимали минут сорок пять или даже больше – она все вытерпела».

К счастью, ей не пришлось выпустить из своего рта всю ту «кровь», которая создала круг – дверь в клетку Люцифера. «Это был компьютерный эффект, - рассказывает координатор видеоэффектов Айвен Хайден. – Вся эта кровь была визуальным эффектом. На полу был нарисован кружок примерно трех сантиметров в диаметре, чтобы актеры знали, куда смотреть. А когда мы делали на компьютере все эти ручейки и завихрения, нам пришлось перерисовать весь пол. Для эталона мы оставили возле лица Кэтрин оригинальную лужицу крови. И подстраивали под нее текстуру и освещенность компьютерной графики».

    ДИН: А что произойдет с человечеством, пока вы пиписьками меряетесь?
    ЗАХАРИЯ: Нельзя приготовить яичницу, не разбив несколько яиц. В нашем случае, целый товарный состав яиц. Дело житейское. Нам ведь не впервой ставить этой планете клистир.

Почему Лилит принесла себя в жертву? Исполнительный сопродюсер Бен Эдлунд объясняет это так: «Я воспринимаю Лилит, Азазеля и прочих демонов, сыгравших важные роли в этой истории, как культ верующих. Лилит на самом деле верила, что целью их работы является наведение порядка во вселенной – чтобы миром правил Люцифер. Она истинная сатанистка».

Трудно быть Чаком

Роб Бенедикт сыграл Чака так, будто знал, каким будет финальный монтаж, и играл соответственно. Эрик Крипке рассказывает: «Я командовал: «Дубль первый. Мотор», потом говорил: «Стоп, снято. Переходим к следующей сцене». А Роб подходил ко мне и спрашивал: «Разве ты не хочешь сделать мне пару замечаний?» Я отвечал: «А зачем? Ты и так прекрасно играешь, ты не смог бы сыграть лучше». И он вложил в Чака эту чудесную неуверенность в себе».

«Мы в «Сверхъестественном» не относимся к себе слишком уж серьезно, – добавляет Крипке. – Даже в финал сезона, когда происходят самые ужасные и важные события, мы вставляем такого персонажа, как Чак, и он вносит немного легкомыслия. Это дает зрителям понять, что наш сериал – не самая серьезная вещь в мире. Роб очень хорошо с этим справляется».

Захария не был сатанистом, но хотел того же, что и Лилит – по крайней мере, в части вызволения Люцифера из клетки. Именно поэтому он отправил Дина в тюрьму. Правда, это была самая красивая тюремная камера в истории. «Ее создал наш главный художник, Джон Марцинюк, – рассказывает художник-постановщик Джерри Ванек. – Когда мы собирали материал, мы изучали европейские дворцы. Мы выбрали интерьеры Версаля, это была наша стартовая точка. Мы взяли ту же цветовую палитру и лепнину, только сделали все излишне кричащим. Нас часто хвалили за эту декорацию, а ведь Джон собрал ее буквально из ничего». «Эта декорация очень далека от того, что мы обычно делаем – заброшенные здания, наводящие ужас дома, мотели и все в таком духе, – прибавляет Джон Марцинюк. – Комната смотрелась фантастически. Это было очень приятное задание».

    ДИН: Объясни-ка мне вот что - где в этой истории Бог?
    ЗАХАРИЯ: Бог? Бог ушёл со сцены.

Задачи композитора Кристофера Леннертца в этой серии тоже немного отличались от обычных. «Для этой серии я написал больше музыки, чем для любой другой. И почти вся она звучала очень громко, – замечает Леннертц. – Вероятно, это самые энергичные мелодии во всем сезоне. Эрик мне сказал: «Не сдерживайся – у нас пришествие Дьявола!» Музыка была более громкой, более сумасшедшей и зловещей. Я оторвался по полной».

Красиво начать Апокалипсис

«Восстание Люцифера» начинается со сцены, когда мы смотрим глазами черного дыма – демона Азазеля, и Эрик Крипке рассказывает, как они этого добились. «Створки двери должны открыться за полсекунды до того, как камера пройдет дверной проем. Тогда было бы похоже, что дверь распахнули мистические силы, – говорит Крипке. – Я дал оператору Брайану Роузу следующие указания: «Я хочу, чтобы ты бежал по направлению к закрытой двери, сделанной из настоящего, прочного дерева, держа перед своим лицом очень дорогую камеру. Не волнуйся, парни из отдела спецэффектов в нужный момент ее откроют». Первый помощник режиссера Джонни Мэк отвел меня в сторонку и сказал: «Ты спятил! Ты его угробишь! Пусть ребята из видеоэффектов нарисуют эту дверь». Брайан услышал нас и сказал: «Нет, дайте мне попробовать». И он справился! Серия началась красиво. Для меня это очень памятный момент».

Финальный момент серии был сложной задачей и для главного редактора по звуку Майка Лоше. «В самом начале мы договорились, что голоса ангелов очень пронзительны и звучат на более высоких частотах, чем слышит человек, – рассказывает он. – И как же объединить эту концепцию с идеей, что пол раскалывается и Люцифер поднимается из ада, но не сказать ничего лишнего? Это было сложно потому, что зрители не знали, увидят ли они в следующем кадре это существо. А создатели сериала не собирались отвечать на этот вопрос, чтобы у зрителей было ощущение, что если они останутся у экранов еще немного, они увидят, что поднимается на поверхность. Как поставить эффектную точку в конце сезона, и в то же время гарантировать, что зрители захотят услышать больше? Это очень трудно. Мы наращивали громкость какофонии звуков, а потом внезапно стало очень тихо. Как будто в воздухе повис вопрос: Что произошло?

Это был сложный для нас момент. Зато потом зрителям оставалось потерпеть всего четыре месяца, чтобы узнать, что же все-таки произошло».

— Nicholas Knight
Переводwing-sco