Путеводитель по Сверхъестественному. Сезон 2
...И преисподняя раскрыла пасть свою
Знаете ли вы?
На съемках «...И преисподняя раскрыла пасть свою. Часть I» использовали декорации, построенные для сериала «Пограничный городок» (Bordertown), в котором были серии под названиями «Мрачный Жнец» (The Reaper) и «Демонский ром» (Demon Rum).
ЧАСТЬ 1
- Сценарий: Сара Гэмбл
- Режиссер: Роберт Сингер
- Музыка: «Foreplay by Long Time» by Boston; «Wrapped Around You» by APM; «Opening» by Darker Love
ЧАСТЬ 2
- Сценарий: Эрик Крипке
- Режиссер: Ким Маннерс
- Музыка: «Carry On Wayward Son» by Kansas; «Don`t Look Back» by Boston
- В ролях: Джим Бивер (Бобби Сингер), Фредерик Лехне (ЖГД), Алдис Ходж (Джейк), Катерина Изабел (Эва Уилсон), Гэбриэл Тигерман (Энди Галахер), Джессика Хармон (Лили), Ханна Дюбуа (демон перекрестка).
Дин ждет Сэма, зашедшего за едой в придорожную закусочную. Вдруг на радио в Импале сбиваются настройки. Дин бежит внутрь – там все мертвы, на задней двери сера, а Сэм исчез бесследно.
Сэм приходит в себя в заброшенном городе, он находит Энди и Эву, а потом они встречают еще двоих психодеток: обладающего невероятной силой Джейка и Лили, чье прикосновение останавливает людям сердце. Сэм рассказывает им, что, по его мнению, происходит, но они не хотят верить, что демоны на самом деле существуют.
Дин едет к Бобби, и тот рассказывает ему, что демонских знамений не было. Дину звонит Эш, который готов рассказать о чем-то «грандиозном», но не хочет говорить по телефону. Дин и Бобби мчатся к «Дому у дороги» Харвеллов, но там пепелище. По часам на руке Дин опознает сгоревшие останки Эша, останков Элен они не находят.
Демон Ачери, который выглядит как маленькая девочка, нападает на Джейка, и все убеждаются, что демоны реальны. Пока психодетки ищут еду и средства защиты от демонов, Лили отделяется от группы и пытается уйти через лес, где ее убивают демоны. Сэм очень хочет позвать Дина на помощь, и Энди посылает Дину ментальные картинки о месте, где они находятся. Дин получает сообщения, а Бобби узнает место – Сэм в Колд Оак – легендарном городе-призраке в Южной Дакоте.
Сэм с другими психодетками ночует в комнате, которую они защитили солью. Сэм засыпает и появляется Желтоглазый демон, который объясняет, что ему нужен только один солдат – лидер его армии, и он ставит на Сэма. Желтоглазый признает, что убил Джессику – чтобы заставить Сэма вернуться к охоте. Он показывает Сэму ночь, когда умерла Мэри. Сэм с ужасом видит, что Желтоглазый поил младенца Сэма своей кровью, а еще больше он шокирован тем, что Мэри, кажется, знала этого демона!
Сэма будят, и тут все замечают, что пропала Эва. Сэм и Джейк разделяются и идут ее искать. А Эва возвращается, нарушает линию из соли, вызывает демонов и они убивают Энди. Эва кричит, изображая ужас, но Сэм обо всем догадывается. Эва признает, что она уже пять месяцев находится в городе-призраке, и что она с помощью развившихся в ней сил убивает психодеток, которые попадают в этот город. Эва снова вызывает Ачери, но Джейк сворачивает ей шею, и демон уходит.
Сэм уговаривает Джейка вместе бороться с Желтоглазым, но Джейк боится, что в таком случае они умрут оба, и нападает на Сэма. Он использует свою суперсилу и почти побеждает, но Сэм даже с переломанными костями вырубает Джейка. Тут появляются Дин и Бобби, и Сэм бросается к ним. Джейк приходит в себя, хватает нож и бьет им Сэма в спину. Бобби гонится за Джейком, а Дин подхватывает рухнувшего Сэма. Он говорит ему, что все не так плохо, но на самом деле всё хуже некуда. Сэм умирает у брата на руках.
ЖГД: Что-то ты больно кроткий, Сэм. Ты на меня не сердишься?
СЭМ: Клянусь, я порву тебя на британский флаг.
ЖГД: Да ты просто зверь. Не упусти свой шанс, когда проснешься.
Сэм мертв, но Дин отказывается это признать и жить дальше. Он не ест, не хоронит Сэма и не уезжает из города-призрака. Бобби просит его о помощи, ведь надвигается что-то чудовищное, но Дину теперь все равно. Он уже пожертвовал всем и просит Бобби оставить его в покое. Между тем Желтоглазый демон является Джейку и сообщает ему, что тот должен быть послушным солдатом, иначе пострадают его мать и сестра. Отчаявшийся Дин вызывает демона перекрестка. Демон соглашается вернуть Сэма, но дает Дину всего один год до тех пор, когда ад получит его душу.
Сэм приходит в себя. Он не знает, что был мертв, и настаивает, что они должны срочно остановить Джейка. Братья едут к Бобби, который нехотя соглашается не выдавать секрет Дина. Появляется Эллен. Чтобы доказать, что она не демон, ее заставляют выпить святой воды. Она показывает спасенную в сейфе бара карту Эша, где он отметил крестиками пять церквей в Вайоминге, построенных Сэмюэлем Кольтом. Соединяющие их частные железные дороги образуют пентаграмму. Внутри гигантской дьявольской ловушки находится старое ковбойское кладбище. А в нем что-то, что Кольт очень хотел не выпустить наружу. Джейк встречает Желтоглазого, тот отдает ему Кольт, который является ключом от склепа. Когда Джейк появляется на кладбище, его окружают Сэм, Дин, Бобби и Эллен. Их оружие направлено на него, но используя силу внушения, он заставляет Эллен приставить пистолет к её виску, и приказывает всем положить оружие на землю.
Знаете ли вы?
Джим Бивер и Дженсен Эклз одновременно работали в сериале «Дни нашей жизни» (несколько сезонов), но у них не было ни одной совместной сцены.
Джейк открывает склеп, а потом Сэм стреляет в него. Много раз. Дин хватает Кольт, а Бобби кричит, чтобы все нашли себе укрытие, ведь открывающаяся дверь – это врата ада. И преисподняя раскрывает пасть свою. Легионы демонов и призраков вырываются наружу и пробивают брешь в дьявольской ловушке. Пока Сэм, Бобби и Эллен пытаются закрыть врата ада, Желтоглазый демон атакует Дина и забирает Кольт. Он собирается убить Дина, но тут материализуется призрак Джона Винчестера, который тоже сбежал из ада. Он выбивает демона из тела, а когда Желтоглазый туда возвращается, у Дина в руках Кольт, и он нацелен в сердце демона.
Дин стреляет, и Желтоглазый демон умирает. Джон, улыбаясь, прощается с сыновьями, и его дух уходит, превращаясь в искры света. Основываясь на словах Джейка, Сэм догадывается, что был мертв, и клянется любыми средствами спасти Дина от сделки.
А поскольку армия демонов только что вырвалась на свободу, это означает начало войны.
СЭМ: Просто не верится, Дин. То есть всю свою жизнь мы шли к этому, и вот сейчас… я даже не знаю, что сказать.
ДИН: Я знаю. Это тебе за нашу маму, сукин ты сын!
«Это кульминация, к которой мы шли все два года, – говорит Дженсен Эклз. – Все события, которые развивались в сериале, сошлись в финале сезона!»
«Они убили Желтоглазого демона! – восклицает Саманта Смит. – Он был движущей силой сериала и, по-моему, они пошли на большой риск, но в то же время это очень смело и очень круто. Необходимо двигаться вперед, если держаться за старые сюжеты слишком долго, это погубит сериал. Одна из вещей, которые я люблю в «Сверхъестественном» – это то, что сериал постоянно меняется, они обновляют сюжетные линии».
Но до того, как списать Желтоглазого, его заставили ответить на животрепещущие вопросы, накопившиеся за два сезона – на все сразу, в длинном разговоре с Сэмом в серии 2.21. «Для меня это была очень пугающая речь, и я уверен, для Сары тоже, – признает Эрик Крипке. – Мы переписывали ее снова и снова, ведь там наконец открывается так много секретов. Умалчивать о чем-то гораздо легче. Говорить, что это самый потрясающий секрет и держать зрителей в предвкушении… Труднее раскрывать секрет, ведь в девяти случаях из десяти публика ноет: «Что? Вот это оно и есть?» Развязка никогда не бывает настолько мощной, как ее предвкушение, так что я ее побаивался. Но я знал, что лучше нам прояснить все вопросы сейчас, потому что чем дольше ты тянешь, тем лучше должны быть твои ответы. Ведь может наступить момент, когда предвкушение зрителей тебя раздавит, и твои ответы уже не будут его достойны».
«Думаю, у нас все сработало, – продолжает Эрик Крипке. – И это во многом благодаря исполнению Фреда Лехне. Он был таким замечательным Желтоглазым демоном. Если бы он просто читал телефонную книгу, даже тогда на него было бы интересно смотреть».
«Желтоглазый демон – мой любимый монстр. Вообще-то после появления на земле демон может захватывать разные тела, – говорит главный оператор Серж Ладусер, – но Фредерик так здорово изобразил это существо, что наши боссы решили сделать из этого ‘правила’ исключение, и просить Фредерика вернуться».
«И я рад, что он вернулся, – говорит Ким Маннерс, – он привнес в персонаж что-то от Джека Николсона, что сделало его очень интересным. А все началось с исполнения Желтоглазого демона Джеффри Дином Морганом в финале первого сезона. Мы тогда решили, что кто бы ни играл Желтоглазого потом, он должен играть в стиле Николсона, потому что это сохранит характер персонажа – неважно, какой актер будет его играть...
И Фред Лехне проделал великолепную работу». «Он ни на йоту не переигрывает, – добавляет Роберт Сингер. – Он просто наслаждается своей ролью. Таковы все наши демоны – актерам нравится быть демонами. У них у всех есть чувство юмора».
Знакомьтесь, Желтоглазый демон
Фредерик Лехне вспоминает о своих встречах с фанатами «Сверхъестественного».
«Вы не Желтоглазый демон?», – часто спрашивали меня на улице, а затем улыбались мне. Людям он нравится. Он как мультяшный злодей. Я имею в виду, что он не серийный убийца, я играл не того, кого вы могли бы по-настоящему возненавидеть. Я снимался в сериалах, где мой персонаж обижал женщину, а потом на улицах ко мне подходили женщины и лупили меня сумочками. Но не после «Сверхъестественного» – тут люди хихикали, тайно наслаждаясь тем, какой он плохой».
Еще одним забавным персонажем был Энди Галахер. «Гэбриэл Тигерман был одним из моих самых любимых приглашенных актеров, и нам было очень жаль его убивать. Но это надо было сделать, – замечает Эрик Крипке. «Гэйб – потрясающий актер», – добавляет главный гример Шэннон Коплин. – Нам было очень весело работать и с ним, и над его персонажем». «У Катерины Изабел отличное чувство юмора и она очень милый человек», – говорит Ким Маннерс.
Знаете ли вы?
Дин воскресил Сэма 2 мая, в день его рождения.
Города-призрака, где Энди и Эва встретили свою ужасную смерть, сначала не было в сценарии серии. «Первоначальная концепция состояла в том, что они просыпаются в огромном заброшенном здании со множеством коридоров, – вспоминает Эрик Крипке. – Но еще в первом сезоне продюсер Кирус Явнех прислал мне фотки чудесного, ветхого, старинного города-призрака с пометкой: «Имей это в виду». И когда мы обсуждали, что для этой серии нам нужно изолированное, мрачноватое место, я внезапно сказал: «Погодите-ка!» Это было настолько жуткое и западающее в память место, что все получилось чудесно».
«Когда я работала над серией, сначала у нас была идея, что Желтоглазый демон переносит всех этих психодеток в город-призрак и затем нападает на них. И нам потребовалось некоторое время, чтобы придумать как, – вспоминает Сара Гэмбл. – Наконец я сказала: «Выберите монстра, одного монстра, который как-то связан с нашим местом действия». Существуют легенды об Ачери, приходящем с гор злобном духе, который убивает всех в поселении. И это всегда маленькая девочка, ведь мы не опасаемся детей, мы думаем, им нужна наша помощь… а потом они отращивают когти и убивают».
ДЖЕЙК: Значит, мы – солдаты дьявола в войне, которая ввергнет мир в Апокалипсис?
СЭМ: Ну, в твоем изложении…
ДЖЕЙК: И мы были избраны?
СЭМ: Да.
ДЖЕЙК: Почему мы?
СЭМ: Точно сказать не могу, но одно я знаю наверняка…
ЭВА: Сэм, ты уж прости, но одно дело телепаты и сгибание ложек, но демоны?
«Это отличное место действия, – говорит Роберт Сингер. – но туда чертовски трудно попасть. Позади горы, с другой стороны фермы, и одна-единственная грунтовая дорога. Дело осложнялось тем, что из девяти дней съемок семь были в этом Пограничном городке, и все семь дней шел дождь». Фактически «ведущая туда дорога была смыта, – говорит специалист по звуку Дональд Пэйнчад. – так что им пришлось ехать в объезд, и грузовики глохли, потому что это фактически была затопленная дорога. Один из звуковых кабелей закоротило, и когда мы включили его в розетку, он загорелся!» Роберт Сингер вспоминает эти проблемные съемки и качает головой: «Чересчур много волнений». Но все вокруг выглядело так уместно – серое небо, дождь, туман. Огладываясь назад, думаешь: «Оно того стоило».
Знаете ли вы?
В сценарии «...И преисподняя раскрыла пасть свою. Часть I» часы, которые Дин заметил на обгоревшем трупе Эша, описывались, как часы с необычным калькулятором.
ЭВА: Да, я здесь давно и, кстати сказать, мне не было одиноко. Здесь постоянно появляются детишки вроде нас, кучками, по три-четыре человека.
СЭМ: И ты их убила? Всех до одного?
ЭВА: Я непобедимый чемпион в тяжелом весе.
СЭМ: О, Господи!
ЭВА: Вряд ли Бог имеет к этому какое-то отношение, Сэмми.
У координатора трюковых съемок Лу Боло тоже были трудности в этом месте действия, особенно во время драки Сэма с Джейком. «Тяжелая была сцена, – вспоминает он. – Это была сложная для постановки драка. Трудно гарантировать, что все останутся целы и невредимы, когда одна из звезд сериала бьется о разные предметы и падает на землю. Даже предприняв все необходимые предосторожности, ты никогда не знаешь, какая неожиданность может случиться».
И нет большей неожиданности, чем смерть одного из двух главных героев сериала. «Мне понравилось убивать Сэма, – восклицает Сара Гэмбл. – Было очень занятно писать эту сцену. А когда я ее написала, я стала ходить из офиса в офис, сообщая: «Я убила Сэма Винчестера, вы все можете идти домой!» Саре Гэмбл также доставило большое удовольствие продемонстрировать последствия суперсилы Джейка. «Проблема этой сцены в том, что если кто-то настолько сильный вас бьет, он ломает ваши кости. Но поскольку Сэм в конце драки все равно должен умереть, ты можешь позволить себе сломать хоть все кости в его теле».
А после этой «занятной» сцены идет сцена, которая потребовала многого от Дженсена Эклза. «После того, как я подружился с человеком, играющим моего брата, сыграть сцену, где он лежит рядом мертвый, было для меня эмоционально тяжело. В конце съемочного дня я был совершенно выжат. Но для меня это стало одной из важных ступеней в профессии актера: то, что я способен такое сделать, заставило меня реально собой гордиться».
«В самом начале сезона мы уже знали, что у нас будет сделка с демоном перекрестка, – рассказывает Эрик Крипке. – А что может заставить Дина продать душу? Только одно – смерть Сэма». Другими словами, им пришлось убить Сэма – этого потребовал сюжет. Но еще более шокирует мысль, что «мы не знаем наверняка, тот, кто вернулся – это на 100% Сэм или нет. Сначала кажется, что демон торговался до последнего, но оглядываясь назад, задаешься вопросом: «Почему Джон получил гораздо худшие условия, чем Дин?» Есть очень нехорошая причина, почему Дин получил столь выгодные условия, и это часть общего плана. И я вам обещаю, Дину мало не покажется. Смотрите третий сезон, и вы все узнаете».
Естественно, худший вариант – это, что Дин все-таки попадет в ад… но его отец уже доказал, что ничто не удержит упрямого Винчестера внизу. Правда, где Джон сейчас – это большой вопрос. «Нам кажется, что где-то в лучшем месте, – заявляет Эрик Крипке. – Мы не хотим уточнять – рай это или что-то еще, достаточно того, что это не ад». «Не думаю, что мы снова увидим Джона, – говорит сценарист Кэтрин Хэмфриз. – Думаю, он был отправлен на покой».
Побег Джона был бы невозможен, не открой Джейк врата ада. Но пришлось попотеть, чтобы этот любитель ударов в спину оказался в нужном месте в нужное время. «В первом черновике сценария была сюжетная линия насчет гигантской дьявольской ловушки, – объясняет Эрик Крипке. – В каждой из церквей в конечных точках пентаграммы была какая-нибудь серьезная божественная реликвия, например, частица Животворящего Креста[1].
И первым заданием Джейка от Желтоглазого демона было уничтожить каждый из артефактов, чтобы можно было разрушить дьявольскую ловушку, и демон потом смог открыть врата ада. Винчестеры, Бобби и Эллен не успевали вовремя к этим церквям, но потом Сэм догонял Джейка, и у них завязывалась длинная, суровая драка, где они забивали друг друга до полусмерти. Потом Джейк вырубал Сэма и уничтожал артефакт, а затем шел монтаж из двух поединков – Дин мчался на кладбище остановить Желтоглазого и не дать ему открыть врата ада, а Сэм и Джейк дрались не на жизнь, а на смерть. Разумеется, это далеко превосходило возможности телесериала, на этот сценарий нам бы потребовалось дополнительно несколько сотен тысяч долларов. Плюс работа над сценарием шла в то время, когда я снимал как режиссер свою первую серию – очень напряженный период моей жизни. Так что я сказал: «Ладно, забудем обо всех этих церквях и придумаем что-то еще». Вот так я набрел на идею об образовывающих пентаграмму железнодорожных путях, которые демоны не могут пересечь. И мы отправили Джейка открывать врата ада. Одна деталь сценария воздействует на другую, и в результате, с учетом обстоятельств, все вышло отлично».
ДИН: Не злись на меня, не надо. Я не мог по-другому. Я должен был присматривать за тобой. Это моя работа.
СЭМ: А в чем, по-твоему, заключается моя работа?
ДИН: Что?
СЭМ: Ты сотни раз спасал мою жизнь. Ради меня ты пожертвовал всем. Думаешь, я не сделал бы того же для тебя? Ты мой старший брат. Ради тебя я готов на все. И чего бы мне это не стоило, я вытащу тебя из этой передряги. Теперь настал мой черед спасать твою задницу.
Еще одним «счастливым случаем» оказался перенос съемок на кладбище с натуры в павильон студии. «Мы рассматривали несколько мест для этих съемок, – вспоминает Явнех. – Первое выбранное нами место от обильных дождей ушло под воду. На другом мы не смогли снимать из-за того, что было вокруг него, а на третьем – утонули в грязи. Так что я сказал: «Давайте просто построим это кладбище».
«Они превратили одну из студий в кладбище, – рассказывает Саманта Феррис. – Покрыли пол мульчей[2] из коры, а она включает компост. Пахло так, что глаза слезились. Вечером ты выходил оттуда, воняющий как лошадиное дерьмо». «Это был кошмар, – согласен Джим Бивер. – Надеюсь, что мне больше никогда не придется иметь с этим дело. Но кто знает, там же врата ада… возможно, нам придется запихнуть кое-кого обратно».
Обезьянка из «Дома у дороги»
Присоединившись к съемочной группе «Сверхъестественного» специалист по декорациям Джордж Ньюман принес с собой фарфоровую обезьянку, которая была с ним в предыдущих сериалах. Работая над декорациями «Дома у дороги», он спросил художника-постановщика Джерри Ванека, нельзя ли ее использовать. «Сначала он был против, – вспоминает Джордж Ньюман, – но потом согласился. А потом буквально каждый режиссер, снимавший сцены в баре, начинал кадр с этой обезьянки, так что Джерри периодически кричал: «Да уберите отсюда эту обезьяну!», а я: «Нет, обезьянка остается, обезьянка остается». Очень многие кадры начинаются с этой обезьянки, а потом камера отъезжает и показывает общий план бара, и что там происходит. Боб Сингер ее обожал, так что когда бар сожгли, он сказал мне взять обезьянку, покрасить ее, будто она обгорела, и положить среди обломков. И начал с нее кадр. Это было уморительно смешно. Такова история обезьянки из «Дома у дороги».
«Ты видишь больше, чем показывает зрителям камера, – рассказывает Джим Бивер рабочие подробности о вратах ада. – Видишь все вспомогательные детали. В них не было совсем ничего пугающего. Пока серия не вышла в эфир, они меня не впечатляли».
«Чтобы минимизировать количество дублей, мы заранее готовились к съемкам сцены с вратами ада, – вспоминает координатор видеоэффектов Айвен Хайден. – Врата не должны были стать чем-то примитивным. Так что вместо того, чтобы оттуда просто вылетели демоны в виде черного дыма, мы сняли фрагменты персонажей из прошлых серий – у нас была Женщина в Белом, Человек с Крюком, Мрачный Жнец – и мы показали их в таких вспышках света. Думаю, картинка получилась впечатляющей и соответствующей моменту. Но самой большой проблемой было то, что когда должны были снимать эту серию, Джеффри Дин Морган не мог приехать. И мы сняли финальную сцену между Дином, Сэмом и их отцом на фоне голубого экрана за шесть недель до того, как был готов сценарий, до того, как мы узнали, какая мотивация стояла за этим эмоциональным моментом. А потом сценарий поменялся, и Сэм больше не был весь в крови, и мы снова сняли Джареда на фоне голубого экрана, теперь уже не покрытого кровью, а вместо лиц партнеров он смотрел на теннисные мячи. Но Джаред, Дженсен и Джефф сотворили нам этот момент.
То, что они сотворили в этой сцене, было по-настоящему поразительно, и взволновало композитора Кристофера Леннертца, который «смотрел, как великолепно прекращается существование Желтоглазого демона. Было здорово, что тему Желтоглазого закрываю именно я, ведь я писал музыку к пилоту. Думаю, все становится гораздо масштабнее, чем было в начале сериала, ведь врата ада открылись, вы понимаете, что грядет Армагеддон, конец света, нечто апокалиптических масштабов, и внезапно Эрик говорит: «Да, вот именно в этом направлении мы и движемся». Это был выход к новым горизонтам, и я должен был задать тон тому, что ждало нас в будущем».
ЭЛЛЕН: Ну, Желтоглазого демона, может, мы и завалили, но черт знает, сколько этих тварей прорвалось через врата.
ДИН: Думаешь, много?
СЭМ: Сотня, может, две. Это уже армия. Армия, готовая к бою.
БОББИ: Надеюсь, вы, ребята, готовы. Только что началась война.
Ким Маннерс считает, что, как и музыка, «сюжеты к концу сезона стали масштабнее, ярче. Думаю, что окончание сезона смертью Сэма и сделкой Дина было блестящей идеей. Сюжетная линия третьего сезона – это ожидание, над всем сезоном висит большой вопрос: «Как мы вытащим Дина из сделки?» И открытие врат ада дает нам множество сюжетных линий». «И это очень круто, – восклицает Дженсен Эклз. – Это, определенно, даст нам возможность идти вперед в третьем сезоне и даже дольше, сколько мы еще продержимся!»
Психодетки
Эрик Крипке объясняет, почему будущие солдаты Желтоглазого демона получили именно такие силы. «Еще в начале первого сезона мы приняли решение, что, насколько возможно, наша мифология будет соответствовать реально существующим городским легендам. Но иметь в меняющемся, развивающемся сериале мифологию, базирующуюся исключительно на фольклоре, очень трудно. Так что когда мы придумывали ментальные силы для психодеток, мы просто перебрали все возможные варианты того, что они могли бы делать».
На самом деле очень трудно придумать больше четырех различных ментальных сил, то есть способностей, которые либо относятся к человеческому разуму, либо порождены им, либо на него воздействуют. «Существует ограниченное число проявлений ментального воздействия, из которых ты можешь выбрать», – говорит Эрик Крипке. Это объясняет, почему Сэм, и Эва, оба обладали предвидением (способностью видеть будущее), а силы Джейка и Лили (суперсила и способность останавливать сердце) не очень-то связаны с разумом. Единственная ментальная способность, которой у этих психодеток не было, это телепатия. Но, возможно, сценаристы придержали эту особую способность для одного из тех де
монов, которых освободил Джейк.ДИН: Твои чУдные видения всегда как-то связаны с Желтоглазым демоном[3].
Оно и к лучшему, что у Сэма не было телепатии, учитывая, что его видения и так довольно интенсивны и очень болезненны. Ему определенно не нужно еще и слышать в своей голове какофонию мыслей окружающих, перебивающих одна другую. Страшная правда в том, что все психи в мировой истории утверждали, что их свели с ума голоса в голове.
С другой стороны, Сэм, возможно, жалеет, что не сконцентрировался на развитии своих ментальных сил после того, как телекинезом открыл запертый Максом шкаф, и вышел. Ведь с такими способностями он мог развернуть тот нож, который Джейк направил ему в спину.
Но, честно говоря, самая крутая ментальная сила – это контроль разума, способность управлять мыслями и поведением других людей и посылать им ментальные картинки. Правда, это не помогло Энди, ведь к тому времени Эва научилась контролировать демонов Ачери. «Контроль разума – это то, о чем все слышали, – говорит Эрик Крипке. – Мы его выбрали потому, что подумали – это будет страшно».
Скрытая реклама, когда истинное сообщение спрятано от поверхностного взгляда – это самая распространенная форма контроля разума, но в ней нет ничего сверхъестественного. «На самом деле я много читал об исследованиях на тему контроля разума, – рассказывает Бен Эдлунд. – Но скрытые сообщения, гипнотическое внушение или MK Ultra не имеют ничего общего с нашим сериалом». MK Ultra, о которой говорит Эдлунд, это известная программа ЦРУ, в которой в целях изучения контроля разума применялись галлюциногенные наркотики, нейрохирургия и другие методики, но самым успешным элементом стало использование гипноза.
Гипноз обеспечивает внушение, на которое субъект реагирует даже против своей воли. Некоторые считают, что человека с сильной психикой никогда нельзя заставить что-то сделать против воли, но опытные гипнотизеры парируют, что суть того, что они делают – это как раз изменение мнения человека о том, что он хочет делать. Пугает то, что во многих документированных случаях субъекты кажутся не загипнотизированными, а одержимыми, так что, возможно, некоторые гипнотизеры не совсем люди…
СЭМ: Дин, демон сказал, что у него планы на меня и таких, как я детей.
ДИН: И что?
СЭМ: Может, это и есть план. И мы все кучка паранормальных уродов. Может, всем нам предназначено стать...
ДИН: убийцами?
СЭМ: Да.
ДИН: Так демон хочет, чтобы вы убивали силой мысли? Прекрати. Ты не убийца, Сэм! Ты на такое не способен.
СЭМ: Нет? Насколько я помню, я убил кучу разных тварей[4].
«Проблема с ментальными силами в том, что их очень трудно визуализировать, – говорит Эрик Крипке. – Для нас это было сложно. Мы остановились на крупных планах человека, который концентрируется и напрягается. И к концу сезона нам ужасно хотелось, чтобы психодетки продемонстрировали больше чисто физической силы. Поэтому-то Джейк и взял в руки ту железную спицу (от колеса трактора). Драка Сэма с Джейком была одной из лучших драк сезона».
Эта драка была кульминацией плана Желтоглазого демона для психодеток. «Желтоглазый играет на страхах людей, – говорит Сара Гэмбл, защищая совершившую множество убийств Эву. – Она делает то, что приходится, чтобы выжить. Если бы я была на ее месте, оказалась в городе-призраке, и множество людей пытались бы меня убить, какой у меня был бы выбор? Кому тут можно доверять? Наш сериал, в том числе, о том, что по-настоящему ты можешь доверять только своей семье».
«Мне жаль, что некоторые из психодеток мертвы – они были классными персонажами. Но число покойников в нашем сериале должно расти», – демонически улыбаясь, подводит итог Сара Гэмбл.
- ↑ Животворящий Крест (Истинный Крест, Крест Господень, Животворящее Древо) — крест, на котором, согласно христианским верованиям, был распят Иисус Христос. Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским реликвиям. За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Возможно, что среди них существуют подделки, но их число определить затруднительно. Церковный реформатор Жан Кальвин полемически заявлял в XVI веке, что из многочисленных частей Креста можно было бы построить корабль. Однако исследование конца XIX века показало, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около 1,7 килограмма.
- ↑ Мульчирование – поверхностное покрытие почвы мульчей (англ. mulch) для её защиты и улучшения свойств. Мульчирование является одним из наиболее эффективных способов поддержания здоровья растений. В качестве органической мульчи используется скошенная трава, сено, солома, листья, кора, опилки, а также резаная бумага и картон. Полностью разложившийся компост без семян сорняков тоже применяется при мульчировании.
- ↑ 2.09. «Кроатон»
- ↑ 2.05. «Саймон говорит»