Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter!

Основы «Сверхъестественного»: В пути с Сэмом и Дином Винчестерами Версия для печати

. Содержание 

Городские кошмары: создание «Сверхъестественного»


Джаред Падалеки и Дженсен Эклз обмениваются улыбками между дублями во время первого сезона.

«Сверхъестественное» – это для меня ожившая мечта», – признается создатель сериала Эрик Крипке. Будущий сценарист, режиссер и продюсер родился в Огайо и с пятого класса мечтал создать серию историй, основанных на городских легендах и американском фольклоре. Сочиняя сценарии комедий, а затем выступая в роли сценариста и исполнительного сопродюсера в сериале «Тарзан» на «Warner Bros. Television», он пытался продвинуть идею «закрученного кровавого сериала», но ни одна студия не заинтересовалась. Затем вышел сценарий его первого ужастика «Бугимен», и Крипке внезапно стал успешным сценаристом фильмов ужасов. Примерно в это же время необыкновенно популярным стал сериал «Остаться в живых», поэтому все телекомпании захотели шоу в таком же стиле. Будто вмешалась сама Фортуна.

«У меня были очень хорошие отношения с «Warner Bros.», – рассказывает Крипке. – Они высоко ценили мою усердную работу над «Тарзаном», и мне нравилось с ними работать. Они спросили: «О чем ты мечтаешь?», и я выложил свою идею [сериала]». Только речь тогда шла не о том «Сверхъестественном», которое мы знаем сейчас: действие развивалось вокруг репортера, расследующего городские легенды. «Warner Bros.» не клюнули, но спросили, может ли он предложить что-нибудь еще. К счастью у Крипке в запасе нашелся альтернативный подход. Он предложил ту же идею, но на этот раз в сюжете сериала фигурировали два брата, путешествующие по стране. Эту задумку «Warner Bros.» приняли.

Вскоре к идее проявили интерес «The WB», один из каналов «Warner Bros.». Крипке объединился с исполнительным продюсером МакДжи («Ангелы Чарли») и исполнительным сопродюсером Питером Джонсоном («Чак») в продюсерской компании «Wonderland Sound and Vision», и они вместе набросали сценарий пилотного эпизода, получивший одобрение канала. Затем в игру вступил режиссер Дэвид Наттер, и благодаря его внушительному опыту работы над «Секретными материалами» и пилотами таких сериалов, как «Темный ангел», «Город пришельцев», «Тайны Смоллвиля» и «Тарзан», канал дал добро на выход шоу. Коротко Крипке описал сериал такой фразой «Звездные войны» и придорожная Америка». «Кто бы не захотел посмотреть на Хана Соло и Люка Скайуокера с бензопилами в багажнике?» – риторически спрашивает он. Идея о персонажах, путешествующих по Шоссе 66 и «придорожной Америке» сложилась из предпочтений самого Крипке. «Маленькие городки, жизнь рабочих, забегаловки с жирной едой, дешевые кабаки, пиво и чизбургеры – вот это я понимаю», – поясняет он, намекая на родной город Толедо, Огайо. Но что за дорожное путешествие без отличной музыки? Для Крипке такая музыка – классический рок, ревущий на всю громкость, пока автомобиль мчится по двухполосным дорогам, уходящим в бесконечность. «В этом есть нечто такое мистическое, такое американское, что именно эту энергию я хотел видеть в сериале». Он был твердо убежден, что шоу необходим «головокружительный саундтрек».

СЛЕВА ВВЕРХУ: Дженсен, Джаред и Миша отдыхают на съемочной площадке серии «Третий человек» из шестого сезона. СПРАВА ВВЕРХУ: Джеффри Дин Морган, Дженсен и Джаред репетируют сцену из серии первого сезона «Кровь мертвеца». СЛЕВА НИЖЕ: Дженсен и Джаред снимаются в сцене из шестого сезона «Убить дракона». СПРАВА НИЖЕ: Эрик Крипке проверяет композицию кадра между дублями на площадке в Ванкувере, Британская Колумбия.

Но ничто не имело бы значения, если б не удалось найти актеров с харизмой Харрисона Форда и Марка Хэмилла. Особенно если учесть, что в «Сверхъестественном» всего две главные роли. Сперва Дженсен Эклз пробовался на роль Сэма Винчестера, но быстро стало ясно, что ему великолепно подходит характер бесшабашного Дина. «Дженсен такой же харизматичный (в реальной жизни), как и на экране», – восхищается Крипке. Как только оба техасских актера познакомились, между ними тут же возникли товарищеские отношения и взаимная симпатия. Кандидатуры Эклза и Падалеки все выбрали с первого раза. «Они в самом деле отличные, смышленые, здравомыслящие ребята, – говорит Крипке. – И отношения, которые они демонстрируют перед камерой, не меняются и в реальной жизни».

Пилотная серия вышла замечательной, и «Сверхъестественное» решили снимать дальше. Так как опыта постоянной работы над сериалом у Крипке не было, студия дала ему в напарники исполнительного продюсера Боба Сингера. «Он великий невоспетый герой «Сверхъестественного», – отзывается о своем напарнике Крипке. – Он не получает и крупицы заслуженного. Он участвует в создании сериала совершенно в той же мере, что и я. Он привносит в историю глубину и завершенность, которых бы просто не существовало, будь я один. По-моему, оставь всё на мое усмотрение, я бы попросту делал очень страшный сериал с реками крови. Именно он всегда напоминает: «Эй-эй, притормози, а как же герои? Через что придется пройти им?» Во многом здесь замешаны взаимоотношения братьев и их продуманное, хотя и редкое общение: они мало говорят, но всё сказанное имеет глубокий смысл. По большей части это влияние Боба». Пилот снимали в Лос-Анджелесе, но со второй серии и далее сериал перекочевал в Ванкувер, Британская Колумбия, следуя примеру других сериалов этого жанра, таких как «Секретные материалы» и «Темный ангел». «Команда здесь изумительная», – отмечает Крипке.

В главной роли: Джаред Падалеки

«Как и у Сэма, у меня есть старший брат, – отмечает Джаред Падалеки. – И у Дженсена тоже есть брат, поэтому динамика братских отношений далась нам легко с самого начала. А еще мы оба из Техаса. Дженсен спокойный, довольно бесконфликтный парень. На самом деле мы достаточно быстро сработались». И это в самом деле хорошо, ведь в «Сверхъестественном» всего два ведущих актера, поэтому им приходится работать вместе практически постоянно. Падалеки объясняет: «В сериале нет других постоянных персонажей, я с таким раньше не сталкивался. Обычно мы – ну или если не оба, то один из нас – работаем каждый день от звонка до звонка, работа действительно напряженная». Таким образом укрепляется связь между актерами, потому что, как говорит Падалеки, «Мы понимали, что ввязались в это вместе».

Придя из более простых «Девочек Гилмор», Падалеки был не особенно хорошо знаком с визуальными эффектами, и он признается: «Множество раз, когда присутствуют визуальные и специальные эффекты, перед тобой их нет, и ты отыгрываешь с пустотой. По-моему, этому стоит учиться, и определенно этот навык полезно развивать». Один из его любимых визуальных эффектов, впрочем, задействован, когда его самого в кадре нет.

«В серии под названием «С детьми всё в порядке» из третьего сезона когда вы видите в зеркалах деток, которые на самом деле подменыши, лица у них серые и мертвые. Смотреть было страшно. Мне очень нравилась эта серия, еще и потому, что меня там было мало». В некоторых сериях много Сэма, в других много Дина, и так как в этом конкретном эпизоде меня немного, я смотрел его как обычный зритель. Я не знал конкретно, о чём он, так что смеялся, пугался, и мне очень понравилось, как играет Дженсен».

Но был один раз, когда Падалеки не особенно понравилось, как играет Эклз. «Случилось это в серии «Заколдованный круг», когда мы говорили одновременно, – вспоминает он. – Слова были такие: «Сэм Винчестер красит губы, Сэм Винчестер плачет во время секса, Сэм Винчестер держит линейку под кроватью, и, проснувшись, он... Довольно!» Но Дженсен переходил сразу от «и, просыпаясь» к «довольно», получалось, когда он говорил «довольно», я все еще был на «он». Мы попытались еще раз, и съемочная группа начала смеяться, но мы не могли выйти из роли, особенно я, потому что я, если уж начну смеяться, тушите свет. Так что мы снова и снова проговаривали свой текст до «Сэм Винчестер Сэм Винчестер держит линейку под кроватью, и, проснувшись, он», и Дженсен сразу перескакивал на «довольно», пока я говорил «он», и так повторилось четыре-пять раз, пока я, наконец, не сказал: «Я поменяю слова, просто скажи, как тебе удобно». Ну и, разумеется, я не сказал «он», потому что пытался подстроиться под него, а он, ясное дело, взял и ляпнул «он»! У нас почти получилось. Было сложно, но мы справились».

Сэм Винчестер, которого играет Джаред Падалеки, через многое прошел за семь сезонов, и сейчас Винчестер-младший переживает переломный момент в своей судьбе...

Говорить одни и те же слова вместе с Эклзом было сложно, но Падалеки упоминает другую сцену, которая оказалась еще сложнее – ту, в которой пришлось играть двух персонажей, разговаривающих в одном теле. «Было очень трудно отработать параллельные сцены, когда я был одновременно Сэмом и Люцифером. Воплощая одного и того же героя пять лет, трудно перевоплотиться в другого персонажа. Я был очень рад, что довелось это сделать. Любой шанс изучить нового персонажа с новой мотивацией – интересно и захватывающе».

Даже Бездушного Сэма? «Да, конечно, – соглашается Джаред. – Хотя очень странно. Бездушный Сэм сильнее всего отличается от меня, потому что, будучи актером, берешь идеи из собственного опыта, и я надеюсь, для этого социопата у меня ничего из собственного опыта не нашлось». Хотя нельзя сказать, что Падалеки сделал Бездушного Сэма настоящим социопатом. «Я не хотел быть социопатом, – продолжает он, – потому что не хотел быть по сути своей злым. В конце концов я мысленно вывел такую схему: бездушный человек мыслит исключительно рационально. Положим, эти двое собираются убить тех четверых, так пусть лучше умрут четверо или лучше убить двоих? Почти математическая задачка: Что лучше? Чтобы умерли четыре человека или два человека? Конечно, двое! Даже если они ни в чем не виноваты. На первый взгляд жестоко, но я же был без души…»

Еще один персонаж, заставивший Джареда играть человека, очень на него непохожего, появился, когда пришлось изображать плохого актера. «В серии «Весь мир – театр» есть сцена, в которой Сэм и Дин решили, типа: «Эмм, а притворимся-ка актерами». Мы вытворяли такие глупости, что вместе с Мишей не могли удержаться от смеха. Так хорошо повеселились!» Падалеки очень понравилось работать над этой серией. «Я оказался женат на своей настоящей жене, и мы высмеивали сами себя… когда еще доведется такое проделать? Если, конечно, это не сцена из реалити-шоу про то, как вы всё портите, – шутит он. – Я думаю, худшее для актера – относиться к себе чересчур серьезно, так что мне нравится, что у нас получилось посмеяться над собой, причем не только в «Весь мир – театр», но и в «Настоящих охотниках за привидениями», и вообще».

Беспощадный юмор сериала укрепил его неугасающий успех, и Падалеки в роли Сэма Винчестера вступает в восьмой сезон. «Шоу сильно изменилось, – размышляет он. – Мы с Дженсеном повзрослели! Мы все повзрослели. Все эти годы сценаристы уделяли внимание описанию наших персонажей и писали, как нам их играть. Работа над сериалом со всеми сценаристами, продюсерами, съемочной группой отлично идет совместными усилиями. Как будто мы вместе вышли на эту извилистую дорогу и просто продолжаем двигаться по ней».

В главной роли: Дженсен Эклз

Можно подумать, что роль охотника на монстров в «Сверхъестественном» заставит вас поверить во всякие сверхъестественные штуки, но с Дженсеном Эклзом такой фокус не пройдет. «Когда речь идет о призраках и прочих ночных тварях, то я предпочитаю более правдоподобные объяснения, – признается он. – Если среди ночи что-то шумит в гостиной, я скорее решу, что оставил открытым окно и ветром там что-нибудь сбило, нежели подумаю, что по дому бродит привидение». Что ж, вполне разумно. Но что, если в доме в самом деле окажется монстр? «В этом отношении «Сверхъестественное», наверное, дало мне ложное чувство безопасности, – усмехается Эклз. – В смысле, как увижу чудовище, первая реакция будет: «Дайте его сюда!»

Возможно, он и в самом деле поднабрался охотничьих инстинктов.

Но еще, работая в «Сверхъестественном», Эклз поднабрался режиссерского мастерства. «Когда работаешь с одной и той же командой так долго, можно позволить себе исследовать новые горизонты», – говорит он. На самом деле о режиссерском опыте Эклз подумывал еще с первого сезона. «[Исполнительный продюсер и режиссер] Ким Маннерс серьезно подтолкнул меня в этом направлении, – рассказывает он. – Уважение, которое я испытывал к нему, не только как к человеку, но и как к режиссеру, было огромным, и я делал множество мысленных заметок, работая с ним. В первом сезоне он сказал: «Когда-нибудь выступишь в роли режиссера». Помню, когда он сказал мне это в первый раз, я открестился типа: «Ну-ну, конечно. Увольте, я не собираюсь быть режиссером, это просто смешно». Потому что, глядя на его работу, я говорил: «Ума не приложу, как вы это делаете». Но он верил в меня. Он сказал: «Когда будешь режиссером – а ты будешь – учти три вещи: домашняя работа, домашняя работа, домашняя работа. Я всерьез принял его совет во внимание, когда готовился снимать «Уик-энд у Бобби». Выдалось несколько бессонных ночей, и к началу съемок я продумал практически каждый кадр. Вероятно, это немного чересчур, но я понимал, что если разработаю план, то смогу как следует его проработать». Если вы не первоклассный ветеран режиссерского дела, способный палить от бедра и каждый раз попадать в цель, вам нужен план перед выходом на съемочную площадку. У меня план был, но была и возможность отточить и развить его, потому что на площадке вам хочется показать свое видение, но еще хочется дать волю воображению актеров и предоставить им простор для творчества».

За семь сезонов Дженсен Эклз вжился в роль Дина Винчестера, а еще появился с другой стороны камеры в качестве режиссера.

Задолго до дебюта в роли режиссера в шестом сезоне Эклз начал читать сценарий с этой точки зрения. «Я обнаружил, что прорабатываю сценарий и размышляю, как бы хотел видеть его на экране, то есть в некотором смысле просматриваю в воображении смонтированный фильм, – рассказывает он. – Я так читаю сценарии сезона со второго, наверное. Когда я действительно разобрался в атмосфере сериала и характерах героев, то смог представлять, как его снимают. Классное ощущение, когда начинаешь читать сценарий и мысленно его проигрываешь. Тогда-то я и понял: «А я ведь действительно выступаю сейчас в роли режиссера». Выполняя работу режиссера, он использует образы, возникающие при чтении сценариев. «Я просто инстинктивно использовал свой способ чтения и образы, пришедшие при этом, записывал их и думал: «Так, что мне надо, чтобы доработать этот кадр?» Я обдумывал, как технически довести кадр до ума, потом всё записывал и рисовал маленькие схемки с человечками. Быть режиссером увлекательно, мне нравится».

Еще до «Уик-энда у Бобби» Эклзу приходилось выступать режиссером собственных сцен – в некотором роде. В «Укротителях духов» из-за стилизации серии под реалити-шоу ему приходилось самому нести камеру и выбирать метки. «Приходилось считаться с наличием камеры, потому что, разумеется, у других актеров тоже имелись нацеленные на меня камеры, и надо было иметь в виду: «Так, эти слова сказать в эту камеру, потом найти того парня…», но на полу не было меток, не требовалось искать нужное освещение и обзор на площадке был полный. Мне случалось общаться с полутора десятками ребят из съемочной группы в пределах трех с лишним метров, но те площадки были закрытыми. Технический аспект съемки не очень интересен, но я думаю, он исключительно важен, особенно на телевидении, из-за темпа, в котором мы снимаем. Мы хорошо повеселились, и серия вышла замечательной».

Эклзу слишком трудно выбрать любимый эпизод из всех семи сезонов, и он сужает поиски до любимого сезона. «Мне очень-очень нравится первый сезон, хотя для многих сериалов в первом сезоне только-только начинает вырисовываться, что делать, куда двигаться, и, может быть, ко второму сезону они начинают понимать, что к чему. Но в этом сериале с самого первого сезона всё как завертелось! С самого начала мы знали, куда направляемся, и погнали на полную катушку. Мне очень понравилось, как быстро развивалась история в первом сезоне. Плюс мы знатно повеселились. Еще мне очень нравится четвертый сезон. Дину пришлось нелегко, и потому сезон вышел удачным и требующим усилий, ведь чем больше работаешь, тем приятнее результат. Но всё-таки, если говорить о любимом сезоне, я люблю первый, потому что с формулой «монстр недели» всё было просто и понятно. И мне нравились забавные моменты между братьями. Я понимаю, что сериалу нужна мифология, и аплодирую сценаристам за ее развитие, но серии с монстром недели люблю больше».

Оригинал — Nicholas Knight
Перевод