Путеводитель. Сезон 6
Заново изобретая «Сверхъестественное»
Знаете ли вы?
Координатор сериала по сценариям Дэвид Рид был автором сценария фильма «Легенда о Бугимене», написанного по мотивам фильма «Бугимен», сценарий которого в свою очередь написал Эрик Крипке. Этот фильм уже снят и его покажут на канале SyFy в 2011 году.
КАСТИЭЛЬ: Душа Сэма уже больше года заперта в клетке с Михаилом и Люцифером. И они наверняка вовсю срывают на ней злость. Подумай сам. Представить страшно, что случится, если мы затолкаем в Сэма изувеченную душу. Последствия могут быть ужасны[1].
В конце пятого сезона в «Сверхъестественном» произошло два очень важных события: на экране был предотвращен Апокалипсис, а за кадром создатель сериала Эрик Крипке отошел от руководства проектом. Принять подобное наследство и достойно продолжить сериал – непростая задача для любого. Даже для Сары Гэмбл, хотя она и была сценаристом сериала с самого его начала. «Я думаю, у Сары все получается просто прекрасно, – говорит Миша Коллинз. – Эрик был очень сильным лидером, он отлично работал на протяжении долгого периода времени. И когда в такой ситуации глава сериала передает свои полномочия, возникает вопрос: «Сработает ли это?» Но все пошло как надо!»
«Сара великолепно справилась, – согласен исполнительный продюсер Роберт Сингер. – Был непростой период обучения, но она быстро одолела эту высоту. По пути было несколько ухабов, но этого и следовало ожидать. Мифология, которую мы придумали в этом году, была очень амбициозной, но мне кажется, что у нас получилось, и во многом это заслуга Сары».
«Одной из трудностей создания новой мифологии было то, что нового Главного Злодея невозможно было представить по той же схеме, что в четвертом и пятом сезонах. Потому что невозможно превзойти по размаху такое событие, как Апокалипсис, и такого злодея, как Люцифер, – замечает исполнительный продюсер Сара Гэмбл. – Это было впечатляюще и масштабно, и мы потратили на это пять сезонов. Мы чувствовали, что нам нужно не только придумать нового главного злодея, но и предложить новую схему, в которую мы вставим персонажей в этом сезоне. Иначе простое переключение с Люцифера на нового злодея вызовет немедленное сравнение. Заявить «Если вам нравился Люцифер, вам понравится и Кроули», значит напроситься на необъективное сравнение. Мне кажется, зрители сказали бы на это: «На самом деле Люцифер намного круче, так что это слабый ход». Поэтому нам надо было отыскать абсолютно новую схему и новый способ рассказать историю, не спеша и с обманными ходами. Вот так мы набрели на идею о стиле «нуар» – и такая схема нам сильно помогла».
«Мы знали, что надо начать не с глобального, а с малого, и затем заново выстроить вселенную, – прибавляет Сара Гэмбл. – Начать с подробностей личной жизни, а затем наметить точки, вокруг которых завяжутся конфликты». Для Дина Винчестера это означало, наконец, иметь личную жизнь. «Делить кров с женщиной и ее ребенком – для человека, вроде Дина, это не маленький шаг в жизни, – говорит Сара Гэмбл. – Это огромный шаг! Мы отнеслись к этому, как к серьезному изменению в персонаже – в его характере и суждениях. Теперь он по-другому воспринимает проблемы. Когда у тебя есть обязательства перед кем-то кроме сидящего рядом в Импале, ты иначе ведешь себя на охоте. И эту перемену в характере нам было интересно исследовать».
Персонаж Сэма тоже претерпел, мягко говоря, серьезные изменения. «Мы много обсуждали, насколько отличается то, что пережил в аду Сэм, от опыта Дина, – рассказывает Сара Гэмбл. – У нас ни разу не возник вариант, где с ним было бы все хорошо. У нас было несколько идей, но Боб Сингер предложил: «Что, если Сэм вернется, а его душа застрянет в аду?» И как только он это произнес, мы воскликнули «Ух, ты!» Это была восхитительная, потрясающая мысль, которую можно было хорошо обыграть. Головоломка сложилась, ведь мы уже знали, что души будут важнейшим лейтмотивом этого сезона. Мы были так возбуждены, что несколько дней только об этом и говорили. Это было в самом начале сезона, еще перед тем, как сценаристы приступили к работе. Это стало чем-то вроде компаса. В нашей мифологии это не точка отсчета, но это очень значимая часть личной мифологии Сэма и Дина в этом сезоне».
«Бездушный Сэм был захватывающим и трудным для написания персонажем, – продолжает Сара Гэмбл. – Для его создания потребовались многочисленные обсуждения вопроса сценаристами и продюсерами. Мы отнеслись к этому очень серьезно и в результате вели множество философских бесед о природе души. Мы обсуждали все варианты: какие из них мы сможем максимально драматизировать, какие мы можем интегрировать в мифологию сериала, и какие обеспечат самую интересную историю Сэма. А потом, наконец, мы нащупали сюжетную линию, которая должна была стать определяющей для Сэма в этом сезоне, и мы поняли – это то, что надо. Ведь это был вариант Сэма, которого у нас раньше никогда не было и за который мы не чувствовали вины, когда он делал что-то плохое или лгал. Этот Сэм был интересным персонажем. Дин был не в восторге от нового Сэма, и я не думаю, что этот персонаж мог бы надолго задержаться в сериале, но придумывать его было очень увлекательно, и мне кажется, Джареду нравилось его играть».
Тур по Ванкуверу.
На конвенции в Ванкувере в 2010 году, к радости присутствующих в аудитории туристов, Джаред Падалеки и Дженсен Эклз ответили на вопрос: «Куда вы любите ходить в Ванкувере?»
ДЖАРЕД: Мне нравится Аквариум[2].
ДЖЕНСЕН: Аквариум – хорошее место. Он находится в Стэнли парке, так что вы можете заодно прогуляться по парку.
ДЖАРЕД: Китслано Бич[3]. Там здорово гулять.
ДЖЕНСЕН: В центре города очень классно – просто найдите ресторанчик с патио, садитесь и наблюдайте за прохожими. Мне нравится так делать.
ДЖАРЕД: Кормят здесь просто феноменально, зайдите в любой ресторан и получите отличную еду.
ДЖЕНСЕН: Если хотите расслабиться, сходите в Аквариум. Если же хотите взбодриться, отправляйтесь на Гроуз Гринд[4].
Еще одним захватывающим моментом сезона стало воскрешение дедушки – Сэмюеля Кэмпбелла. «Насколько нам известно, Кэмпбеллы – потомственные охотники, и это не совсем обычно, – замечает Сара Гэмбл. – Обычно охотниками становятся после личной трагедии, случившейся в семье, как это было с Гордоном. Он стал охотником после того, как напали на его сестру. А Кэмпбеллы были охотниками на протяжении многих поколений, и эта ситуация давно интриговала сценаристов. С тех самых пор, как мы узнали об этом в серии «В начале». Парадокс заключался в том, что все гражданские Кэмпбеллы погибли (их убил Желтоглазый Демон), но охотники Кэмпбеллы выжили, так как были осторожны и работали только с членами семьи. Эта семья специализируется на монстрах, и теперь, когда ситуация с монстрами вызывает все большие опасения, они стали работать вместе. Сэмюель Кэмпбелл – часть этого сюжета. Естественно, то, как Сэмюель Кэмпбелл смог воскреснуть, окутано покровом тайны».
До тех пор, пока не выяснится, что он работает с Кроули и ловит для него монстров в обмен на обещание воскресить Мэри. И Сэмюель Кэмпбелл ведет себя так, как будто у него тоже нет души – когда он оставляет своих внуков на съедение гулям в 6.10. «Взаперти». «Дин хотел убить его, – говорит Сара Гэмбл. – И это беспрецедентно. Если бы вы год назад встретили Дина на улице и спросили: «Существует ли какая-то гипотетическая ситуация, в которой ты убил бы своего деда?», он рассмеялся бы вам в лицо. Но в этом сезоне понятие семьи для Дина сильно изменилось. Теперь оно гораздо меньше, чем раньше, зависит от кровного родства. С самого раннего возраста ему поручили заботиться о Сэме. «Он твой брат, ты должен присматривать за ним» – с этой фразы всё началось и это основа их отношений. Но людей, с которыми он теперь вступает в союз, в том числе и Сэма, он выбирает сам. И этот выбор меньше, чем когда-либо раньше, зависит от крови и генетики».
Возможно, даже большим сюрпризом, чем воскрешение и предательство Сэмюеля Кэмпбелла, стало появление в «Сверхъестественном» фей. И это явилось почти таким же сюрпризом для Сары Гэмбл, как и для фанатов. «Время от времени кто-нибудь произносил слово «феи», но остальные крутили пальцем у виска, – рассказывает она. – Дело не в предубеждении, дело в том, как можно ввести фей, чтобы они не выглядели глупо? Мне кажется, что феи – это персонажи, к которым нельзя подходить без доли юмора, и этот сезон вполне для них годился. Боб Сингер с ней согласен, хотя когда идея о феях только появилась, он был настроен скептически: «Это была по-настоящему забавная серия, и феи смотрелись очень хорошо».
Ретро
Специалист по декорациям Джордж Ньюман рассказывает, что самой большой проблемой для его отдела в шестом сезоне было сделать так, чтобы декорации выглядели натурально. «Мы уже сделали столько декораций мотелей, что в округе почти не осталось не использованных нами материалов в стиле ретро и винтаж. У нас здесь есть очень хороший поставщик обоев, а вот с занавесками, постельным бельем и тому подобными вещами всегда возникают трудности». А еще с мебелью. «Мы часто заходим на сайт электронных объявлений Крейгслист и регулярно прочесываем антикварные лавки и прочие подобные места, охотясь за предметами в стиле ретро. Если мы делаем ресторан в стиле шестидесятых, и вы видите книгу из этого времени, то мы стараемся, чтобы она выглядела, как надо. Мы всегда в погоне за старыми вещами, а их остается все меньше и меньше. Меня поражает, что с каждым прошедшим годом становится настолько труднее их найти.
Еще одним сказочным существом, предложения о включении которого в сериал раньше всегда встречали скептически, был дракон. «Если бы серию с драконами ставил кто-то другой, а не Фил Сгричча, я не уверен, что она настолько хорошо получилась бы, – считает Боб Сингер. – Когда появилась идея о драконах, мы все покачали головами и сказали: «Ну, не знаю». Сцена с выниманием меча из камня окупила себя сполна, но показать на экране драконов? Я считал, что чем меньше мы видим драконов, тем лучше. Сцену, где появляется дракон, Фил сделал просто классно. Там слышно хлопанье крыльев. Но если выбирать между феями и драконами, то мне кажется, что феи получились лучше».
«Боб и я пришли к согласию, – рассказывает Сара Гэмбл. – Поскольку в нашем сериале мы показываем монстров, я считала, что у нас есть определенные обязательства: во-первых, вернуть классических монстров, показать их в новом свете и расширить наше понимание их природы и, во-вторых, ввести различных новых монстров. Некоторые из них получились хорошо, насчет других мы были не в восторге. Серия с драконом просто классная, но это потому, что у штурвала был очень опытный режиссер».
Знаете ли вы?
Штатные сценаристы шестого сезона Эрик Чармео и Николь Снайдер получили признание за свой сценарий под названием «Звонок» (Ringer). Он стал пилотом мистического нуар-сериала, который был запущен осенью 2011 года на том же канале, где идет «Сверхъестественное» – CW.
Хотя и драконы, и феи обычно являются сказочными персонажами, в сериале, к нашему удивлению, они имеют разную природу. Феи приходят из некой параллельной вселенной, а драконы – это монстры, обитающие на Земле. И это часть потрясающего открытия, что все монстры, включая драконов, вампиров и оборотней, были созданы «матерью». «Мы любим копать глубоко, и в шестом сезоне много сюжетов о происхождении. Мы узнали о корнях семьи Сэма и Дина – Кэмпбеллов. Ранее мы узнали, откуда взялись демоны и ангелы. Но мы не объяснили происхождение монстров. Так что отсюда мы и начали. В конце пятого сезона, когда мы уже знали, что будет шестой, мы очень серьезно обсуждали дальнейшую сюжетную линию. Мы осознали, что иудейско-христианские религиозные мотивы больше не могут быть источником нашей мифологии. Что же нам сделать, чтобы избежать неубедительности? Мы ведь не могли использовать еще одну мировую религию, а затем переключиться еще на одну и так далее. Бен Эдлунд сказал: «Есть легенда, которую мы могли бы использовать и по моему скромному мнению, это не будет банальностью». Он спросил, читала ли я Лафкрафта. Мы стали думать в этом направлении, и из мифологии Лафкрафта о портале в другое измерение у нас получилась Мать Всего и Вся».
Казалось, что Мать Всего и Вся будет Главным Злодеем, но потом в 6.19. «Дорогая мамочка» за три серии до конца сезона ее убили. «Мы с самого начала знали, что она будет всего лишь обманкой, – говорит Сара Гэмбл. – Через шестой сезон проходит множество сюжетных линий, и это была очень скрупулезная работа – писать сезон таким образом. Все ради того, чтобы зрители оставались с нами, желая увидеть, как эти линии сойдутся вместе. Но причиной всего, что случилось – того, что Сэм остался без души, того, что Дина вновь вытащили на охоту, того, что на земле появилась Мать Всего и Вся – причиной всего этого явилась сделка Каса и Кроули. И этот факт мы скрывали до девятнадцатой серии. Такая схема отвечает стилю «нуар».
Знаете ли вы?
Еще до того как Дженсен Эклз стал режиссером серии «Уикенд у Бобби», его спрашивали, какую серию он хотел бы поставить. Он выбрал «Желтую лихорадку».
«Мы хотели отыскать что-то глобальное и при этом очень личное и глубоко задевающее ребят, – говорит Сара Гэмбл о шокирующем повороте истории Кастиэля. – Мы обсуждали интересные для нас сюжетные повороты, которые хотели бы применить. Очевидно, что древний сюжет «брат против брата» всплывает в сериале снова и снова, но если мы хотим, чтобы сериал продолжался, мы никогда не сможем в полной мере реализовать сюжет, где брат восстает на брата. Ведь Сэм и Дин работают вместе. Они – два главных героя сериала. Мы можем ненадолго их разделить, но они всегда снова будут вместе – они же Сэм и Дин! Мы поразмыслили и пришли к выводу, что Кастиэль во многом тоже стал им братом, он заслужил место в семье Винчестеров. Так что, если мы создадим ситуацию, где Кас серьезно оступится, и они вынуждены будут пойти против него, это будет очень глубоко ранить. И если в итоге им придется сражаться против Каса, это и будет нужный нам вариант ситуации «брат против брата».
Но чтобы узнать, убьют ли Сэм и Дин своего приемного братца-ангела или помогут ему в искуплении, мы должны будем дождаться седьмого сезона. «Мы сделали отличную концовку, где неизвестно, что будет дальше, – воодушевленно говорит Боб Сингер. – Это был удачный сезон. Мы рассказали интересную историю. Этим годом мы все гордимся. Ведь мы начали его в некотором роде с нуля. Это был непростой сезон, и я думаю, что мы хорошо справились». С ним согласен и Миша Коллинз: «Это был впечатляющий сезон».
«Мы получили удовольствие, – говорит Сара Гэмбл. – Открыть новую главу и смотреть, куда это нас приведет – это приятный сюрприз. Я надеюсь, фанатам тоже понравилось».
Мелочь жизни
Чтобы занять себя между дублями, актеры играют в игры и иногда, как может подтвердить Миша Коллинз, это сочетается с розыгрышами. «Я играл с Джаредом в «Эрудит» – вариант для iPhone. Джаред за одну игру набрал больше очков, чем удавалось набрать кому-либо из съемочной группы на протяжении двух лет. Все бы ничего, но это была первая игра, на которую сделали ставки. В результате я продул кучу денег – две тысячи долларов. И я заплатил ему мелочью – металлическими монетками, рассыпав их в его трейлере. Монеток было много. Он собрал половину и высыпал в мою машину (с запиской отдать их на благотворительность). Но в последний день съемок, зайдя в его трейлер, я увидел, что там все еще валялись монетки. Прошли недели, а они все еще лежали во всех щелях и закоулках. Меня это утешило».
- ↑ 6.10. «Взаперти»
- ↑ Ванкуверский Аквариум (официальное название Vancouver Aquarium Marine Science Centre) – это не только музей, но еще исследовательский центр, а также центр реабилитации морских животных. В залах музея представлены кусочки различных подводных пейзажей – бассейны с живыми морскими млекопитающими. А еще там есть уголок тропического леса с древесными животными, яркими птицами и большой коллекцией живых бабочек. И кинозал с возможностью показа 4D-фильмов (иллюзия присутствия с тактильными ощущениями).
- ↑ Китслано Бич – это один из пляжей Ванкувера, особенно популярный у молодежи и тинейджеров. Там расположен самый большой плавательный бассейн в Канаде, открытый бассейн Китслано с подогреваемой морской водой, который работает в летние месяцы. На северной окраине пляжа расположены игровые площадки с несколькими волейбольными кортами.
- ↑ Гроуз Гринд – это популярный пеший маршрут восхождения на гору Гроуз. За дистанцию 2,9 км он поднимается на 853 м. Средний наклон маршрута 17 градусов (на отдельных участках до 30 градусов). Обычно на восхождение требуется 90 минут, а тренированные люди могут уложиться в 30.