Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter!

Путеводитель. Сезон 5 Версия для печати

 Содержание 

Лебединая песня

Знаете ли вы?

Создатель сериала Эрик Крипке не хотел, чтобы портал в клетку Люцифера был слишком кричащим или навороченным. «Его спрашивали: «Хочешь, чтобы были вспышки света, молнии и все такое?» – рассказывает режиссер Стив Бойум. – А Эрик всегда отвечал: «Нет, нужна только черная дыра».

  • Сценарий: Эрик Крипке
  • Режиссёр: Стив Бойум
  • В ролях: Джим Бивер (Бобби Сингер), Роб Бенедикт (Чак Ширли), Миша Коллинз (Кастиэль), Марк Пеллегрино (Люцифер), Джейк Абель (Михаил), Синди Симпсон (Лиза Брейден)
  • Музыка: «Carry On Wayward Son» by Kansas; «Rock of Ages» by Def Leppard

Чак пишет финальную главу Евангелия Винчестеров. Он говорит об Импале, как о самом важном объекте во Вселенной. Первый владелец Импалы разъезжал по округе и раздавал Библии малоимущим, дабы подготовить их к Судному Дню.

Стоя рядом с Импалой, Дин говорит брату, что он согласен с планом Сэма сказать «да» Сатане. Дин признает, что Сэм больше не ребенок, и если кто и сможет справиться с Люцифером, то это Сэм. Но Дин хочет быть уверен, что Сэм правда желает это сделать. Сэм говорит, что поскольку Люцифера из клетки выпустил он, то он и должен загнать его обратно. По словам Кастиэля, Сэму нужно выпить галлоны демонской крови, чтобы его тело не взорвалось, когда в него войдет Люцифер. Поэтому они ловят пару демонов и сливают их кровь в емкости из-под молока. Предзнаменование, а также интуиция Дина подсказывает им, что Дьявол в Детройте, и они отправляются туда. По дороге Сэм говорит Дину, что если его план сработает, то назад он не вернется. Он заставляет Дина пообещать не пытаться вернуть его из Ада, поскольку вместе с ним может снова освободиться и Люцифер. Сэм просит Дина вернуться к Лизе Брейден и жить, как все люди, нормальной жизнью.

Винчестеры, Бобби и Кастиэль прибывают в Детройт и обнаруживают Люцифера в дешевом отеле. Сэм прощается с Бобби и Кастиэлем, а затем выпивает демонскую кровь. Сэм с Дином заявляются к дверям отеля. Два демона хватают их и приводят к Люциферу. Чтобы продемонстрировать Люциферу, что у него достаточно сил, чтобы сказать «да» и стать сосудом, Сэм убивает этих демонов. Сэм блефует, говоря, что согласится, только если Люцифер выполнит ряд их условий, но Люцифер сообщает, что знает о кольцах Всадников. Но это ничего не меняет, Сэм говорит «да» и Люцифер переходит из тела Ника в тело Сэма. Дин бросает кольца в стену, произносит заклинание и клетка открывается. Сэм подходит к порталу, но затем усмехается и становится понятно, что Люцифер полностью управляет телом Сэма. Люцифер закрывает клетку, забирает кольца и исчезает.

Знаете ли вы?

Разговаривая с Сэмом, Люцифер говорит, что они «две половинки одного целого. Мы в прямом смысле СДДД». (Сокращение от «созданы друг для друга» – англ. MFEO – made for each other).

Люцифер появляется где-то в заброшенном здании. Он позволяет личности Сэма проявить себя, чтобы они могли поговорить. Люцифер пытается убедить Сэма перестать бороться, поскольку они в прямом смысле созданы друг для друга. Он утверждает, что хочет, чтобы Сэм был счастлив, поэтому предлагает вернуть его родителей. Сэм отвечает Люциферу, что ему от него ничего не нужно. Однако Люциферу кажется, что Сэм может захотеть отомстить демонам, которые манипулировали его жизнью. Например, его школьному учителю, или девушке, которую он пригласил на выпускной. И Люцифер жестоко убивает их всех, а потом спрашивает Сэма: «Ну что, полегчало?»

Дин, Бобби и Кастиэль смотрят новости, в которых показывают землетрясения, происходящие по всему миру – это начался Апокалипсис. Дин звонит Чаку и от него узнает, что Люцифер и Майкл будут биться на кладбище Сталл, что рядом с Лоуренсом, штат Канзас. Кастиэль предупреждает Дина, что если он туда отправится, то всё, что он увидит – как Михаил убивает Сэма. Дин отвечает, что не позволит Сэму умереть в одиночестве. Люцифер и Майкл, вошедший в тело Адама, встречаются на поле боя. Люцифер пытается уговорить Майкла не биться, обвиняя Бога в том, что это он всё так подстроил, чтобы Люцифер взбунтовался и принес на землю зло. Но как хороший сын, во всем, что случилось в их семье, Майкл винит не Бога, а Люцифера. Майкл считает Люцифера монстром и уже готов напасть, но тут под аккомпанемент классического рока на кладбище въезжает Дин на Импале. Дин выходит из машины и пытается поговорить с Сэмом. Майкл, обозленный тем, что их прервали, бросается к Дину, но появляется Кастиэль и бросает в Майкла коктейль Молотова. Тот вспыхивает и исчезает. Это огорчает Люцифера. Он щелкает пальцами и Кастиэль взрывается. Люцифер отбрасывает Дина на лобовое стекло Импалы. Бобби стреляет в него, и Люцифер сворачивает Бобби шею.

Люцифер жестоко избивает Дина, а тот даже не сопротивляется. Дин пытается достучаться до Сэмми, говоря брату, что не оставит его одного. Когда Люцифер заносит руку для смертельного удара, его ослепляет солнечный блик от обода Импалы. Он смотрит на Импалу и замечает зеленого игрушечного солдатика, которого Сэм, будучи ребенком, засунул в пепельницу. И тут на него обрушивается поток воспоминаний Сэма: вот маленький Дин засовывает частички конструктора Лего в вентилятор машины, вот братья вырезают на ней свои инициалы, вот они сидят на капоте и смотрят на звезды. Целая жизнь счастливых воспоминаний, время, проведенное с Дином, который был его семьей. Эти воспоминания дали Сэму силы вернуть контроль над своим телом. Сэм говорит Дину, что всё будет хорошо, бросает кольца Всадников на землю и открывает портал в клетку Люцифера. Братья обмениваются прощальными взглядами. Когда Сэм уже готов прыгнуть, появляется Майкл. Сэм спиной вперед падает в портал, Майкл прыгает, чтобы его схватить, и Сэм увлекает Майкла за собой.

Знаете ли вы?

Когда Джаред Падалеки, Джейк Абель и их дублеры падали в черную дыру (которая на самом деле была зеленым экраном), это снимали на скорости 120 кадров в секунду, что в пять раз медленнее, чем обычно.

Появляется Кастиэль. Судя по всему, Бог снова его воскресил. Ангел исцеляет Дина и воскрешает Бобби. Кастиэль планирует вернуться на Небеса и навести там порядок, но сначала он напоминает Дину, что тот получил именно то, что хотел: «ни рая, ни ада, просто жизнь».

Чак предупреждает Дина, что теперь он долго не увидит Бобби. Ведь Бобби продолжает охотиться, а Дин, как и обещал Сэму, едет к Лизе. Чак пишет: «Наверное, это было испытание для Сэма и Дина. И они с честью его выдержали. Столкнувшись с ангелами и демонами, перед лицом добра и зла, судьбы и самого Бога, они сделали выбор. Они выбрали семью». Чак печатает: «Конец», а затем исчезает.

Немного позже, когда Дин ужинает с Лизой и Беном, кто-то наблюдает за ними с улицы. И этот кто-то – Сэм.

    СЭМ: Позаботься о них, ладно?
    КАСТИЭЛЬ: Я не смогу.
    СЭМ: Подбодри меня.
    КАСТИЭЛЬ: Ох, надо было соврать. Не боись, всё путём.

«Когда вы создаете финал сезона, вы всегда находитесь под сильным давлением, – замечает Дженсен Эклз. –  Ведь это кульминация и завершение не только различных сюжетных линий, но целого сезона. И после съемок двадцати одной серии это напоминает марафонца, которого просят ускориться на последнем километре. Это огромное напряжение, которое, как мне кажется, подстегивает вдохновение и повышает требовательность людей к себе. Например, для сцены, где Сэм и Дин беседуют, сидя на капоте машины, я сделал два дубля и был вполне ими доволен. Но поскольку это была финальная серия, я подумал: «Знаете, что? Давайте сделаем еще один». И он оказался лучшим из трех. Мне кажется, перфекционизм и желание сделать серию особенной приводят к потрясающим результатам».

Что еще потрясает, так это способность Эрика Крипке предсказывать (а, возможно, и контролировать) погоду. «Эрик написал длинную сцену противостояния Майкла и Люцифера на кладбище Сталл. Чтобы её снять, в любом случае нужно было минимум три рабочих дня, – рассказывает режиссер Стив Бойум. – Плюс Эрик хотел, чтобы сцена напоминала фильмы Серджио Леоне[1]. И мы старались найти открытое место в пределах отведенных нам для съемок территорий, где можно было бы это снять. И я очень беспокоился насчет погоды, думая: «Как я получу три одинаковых дня? Разве это возможно в Ванкувере в марте?» Статистика против тебя. Тремя днями, запланированными для этой съемки, были понедельник, вторник, среда. На предшествующей им неделе прогноз погоды утверждал, что сначала будет один дождливый день, затем два солнечных. Потом прогноз заявил, что сначала будет два солнечных дня, затем один дождливый. И прогноз продолжал скакать туда-сюда. А вся сцена занимает десять – пятнадцать минут, поэтому нельзя, чтобы сначала шел дождь, а через минуту его не было. В результате нам выпало три стабильных безоблачных дня, что было просто немыслимо. Это все удача Эрика Крипке».

Но какой бы потрясающей ни была сцена на кладбище, Стив Бойум говорит, что: «Моя любимая сцена в «Лебединой песне» – это сцена с зеркалом, где Сэм говорит с Люцифером. Я расколол зеркало особым образом, чтобы можно было видеть отражения в разных его частях. Это помогло мне вести повествование. И оператор проделал прекрасную работу, помещая изображение Джареда на те фрагменты зеркала, на которые было нужно. По-моему, сцена вышла жуткой, таинственной и мрачной».

Знаете ли вы?

Кладбище Сталл – это реальное кладбище в Канзасе. С ним связано множество легенд, включая такие, в которых кладбище посещают призраки, ведьмы или даже сам Дьявол. Так же говорят, что на этом кладбище находится дверь в ад.

Самой мрачной частью серии, вероятно, стал момент, когда взорвали Кастиэля. Это было возмездие со стороны Люцифера за бросок в Михаила коктейлем Молотова. «Они хотели, чтобы Миша бросал издалека и попытался попасть мне в грудь, – вспоминает Джейк Абель. – Но я сказал, что меня это нервирует. Так что они подвинули Мишу ближе – и слава Богу, потому, что бутылка никак не хотела разбиваться. Это было стекло, сделанное из сахара, но двойной толщины, чтобы бутылка не разбилась в руках бросающего. Но она нипочем не разбивалась о мою грудь. Этот момент вошел в видео приколов со съемочной площадки».

«Эта сцена немного легкомысленна, поскольку я не хотел, чтобы все выглядело слишком мрачно, – рассказывает Эрик Крипке. – Михаил и Люцифер говорят о судьбе и предназначении, и мне захотелось разбавить это тем, как Дин запускает песню Def Leppard, и тем, что последними словами Кастиэля становятся «попа-жопа». Больше всего на свете мне хотелось, чтобы сцена не была пафосной».

«Кроме этого было важно поднять ставки. В первой версии сцены Кастиэль не умирал. Люцифер делал легкий жест рукой, и Кастиэль отлетал, врезался в дерево и падал без сознания. Это был один из тех моментов, которые рождаются в процессе написания. Я писал и вдруг подумал: «Он же только что поджёг брата Люцифера. Люцифер должен его убить! Так что мне сразу пришло в голову, что Люцифер щелкнет пальцами и Кастиэль взорвется. То же самое с Бобби. Ты должен нагнетать напряжение. Да, персонаж уже много натерпелся, но в такие моменты никому нельзя давать поблажек. Ты должен идти до конца».

    ДИН: Привет. Есть разговор.
    ЛЮЦИФЕР: Дин. Даже для тебя это наивысшая степень глупости.
    ДИН: Я не к тебе обращался, а к Сэму.

«Это был хороший момент, – согласен Фил Сгричча, – что-то вроде генеральной уборки».

Джим Бивер тоже «не был шокирован», что они, в конце концов, убили Бобби. Втайне я надеялся, что мой персонаж будет единственным, кто в этом сериале никогда не умрет, – говорит Джим Бивер. – Но с точки зрения драматургии это был сильный ход. Я не был удивлен или сильно обрадован тем, что Бобби оживили. Мне уже давно было ясно, что продюсеры не имеют намерений надолго списывать этот персонаж. Если только у них  не появится очень и очень серьезная причина. И моя работа сделать так, чтобы этой причины у них не появилось».

Кроме смертей Кастиэля и Бобби, еще одним шоком стало жестокое избиение Дина вселившимся в Сэма Люцифером. Дженсен Эклз был рад, что в этой сцене его партнером был Джаред Падалеки, а не другой актер. «Мы хорошо друг друга знаем, поэтому в сценах драки мне удобно с ним работать, – говорит он. – Поскольку мой левый глаз был заклеен, я не мог видеть его правую руку, наносящую мне удары. Он помог мне, сказав, что когда соберется ударить, будет показывать это движением правого плеча, чтобы я мог соответственно реагировать. Если бы со мной в этой сцене работал приглашенный актер, ему бы и в голову такое не пришло».

«Дженсен был молодцом, – говорит Стив Бойум о сцене, в которой лицо Дина было покрыто синяками и отеками. – Он почти шесть часов носил сложный грим с накладками. Чтобы изобразить отеки на щеках, ему в рот положили вату, там была кровь и много чего еще[2]. Дженсен без проблем плачет по требованию. Для него наибольшая трудность состояла в том, что слезы также скапливались во втором глазу, закрытому накладкой грима. Гримерам приходилось снимать накладку и позволять слезам вылиться».

    КАСТИЭЛЬ: Ты получил то, что просил, Дин – ни рая, ни ада, ничего такого... Серьёзно, Дин. Что ты предпочитаешь?  Покой?  Или свободу?

К счастью, Кастиэль, которого Бог воскресил и наделил дополнительными силами, исцелил Дина. Но остается большой вопрос: Чак – это Бог? «Мы не хотели давать прямой и однозначный ответ, – говорит Эрик Крипке. – Вы можете сами сделать выводы. Мы хотели создать возможность. Мы пытались поставить этот вопрос так, чтобы не выглядеть претенциозными. Мы хотели его задать и намекнуть на такую вероятность. Нам совершенно не хотелось, чтобы кто-то из персонажей выступил вперед и сказал: «Всё потому, что Бог – это я». Мы увернулись от ответа, а зрители пусть решают сами».

«Мой персонаж в начале сезона заявил, что собирается найти Бога, – говорит Миша Коллинз. – Я был настроен скептически и подумал: «И как они собираются это провернуть? Искать Бога? Серьезно?» А потом в последней серии они все распутали. На самом деле я очень впечатлен. Серия получилась. Сценаристы, сидя в своем офисе, решили: «А давайте устроим Апокалипсис!» Лично я бы сказал: «Может, не надо Апокалипсиса? Это слишком сложно». Но они это сделали!»

Джим Бивер с ним согласен. «Когда я получил сценарий последней серии и начал читать, то подумал: «И как же они собираются это сделать?» Когда же я дочитал, то решил, что это великолепное окончание сезона. Прекрасный сюжет и смелое новаторство – как раз то, чего я ждал от Эрика. Это дерзко. Там феерическая концовка. Меня всегда поражает, как наши сценаристы выпутываются из сюжетных перипетий».

    ДИН: И что мне тогда делать?
    СЭМ: Езжай к Лизе. Молись, чтобы у неё хватило глупости тебя принять. Устраивай пикники, ходи на футбол. Живи как все люди – нормальной жизнью. Обещай мне!

Когда Чак смеется

Роберт Бенедикт был в курсе, что Дженсен Эклз и Джаред Падалеки – мастера розыгрышей, но он утверждает, что: «Они никогда меня не разыгрывали, однако и мне от них досталось. Однажды я хотел кое-что позаимствовать у Джареда, и он сказал: «Возьми в моем трейлере». Не знаю, подстава это была или нет, но когда я туда зашел, его огромные собаки начали лаять, как сумасшедшие, и я правда подумал, что они сейчас меня порвут. Я трусишка, так что я выскочил оттуда, и все захохотали. Не думаю, что это было запланировано. Я просто попал впросак.

Сэм и Дин предотвратили Апокалипсис. Как сериал может это переплюнуть? «А кто сказал, что Апокалипсис окончен? – возражает Джим Бивер. – У взрыва могут быть отголоски. Драматические произведения обладают интересной особенностью. Они предстают перед аудиторией, как отдельные сущности вне времени, которые живут только в данный момент. На самом деле в реальной жизни не бывает событий, после которых ты говоришь себе: «Этот кусок моей жизни закончен, и, начиная с этого момента, все в ней по-новому». Жизнь – это непрерывная история».

И часть этой истории, определенно, будет включать Лизу Брейден. «Я не знаю, сколь долго это будет продолжаться, – говорит Синди Сэмпсон. – В «Сверхъестественном» ничто не вечно, так ведь? Мне кажется, Дин будет со мной недолго. Любовь – великая и сильная штука, и если бы мы любили друг друга, это был бы другой разговор. Но мне не кажется, что наша привязанность способна поменять человеческую суть Дина Винчестера. Я не верю, что он когда-нибудь сможет настолько измениться, чтобы стать семейным человеком».

Единственная вещь, которую мы знаем наверняка – надо смотреть шестой сезон. «Я хочу поблагодарить фанатов за то, что они были с нами пять сезонов, – говорит Дженсен Эклз. – Это благодаря вам мы все еще в эфире. Так что оставайтесь с нами и в шестом сезоне».

  1.  Серджио Леоне – режиссер, снявший такие знаменитые вестерны, как «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше», «Хороший, плохой, злой» и др.
  2.  На конвенции в Чикаго в октябре 2010 Миша Коллинз шутил о том, как выглядел Дженсен в этой сцене: «Было больно на него смотреть, он был ужасен. А потом они наложили на него грим».
— Nicholas Knight
Переводwing-sco