Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter!

Каннибализм Версия для печати

Каннибализм

Каннибализм (антропофагия) известен с древнейших времен.

Бытовой каннибализм неандертальцев и кроманьонцев преследовал исключительно практические цели – не умереть с голоду. Со временем, когда качество жизни улучшилось, многие племена ввели табу на поедание плоти себе подобных, что вызвало к жизни множество суеверий – например, у индейцев оджибве, которые верили, что каннибал превращается в жуткого, вечно голодного монстра – вендиго.

Ритуальный каннибализм имеет под собой более сложное идейное обоснование. Его адепты считают, что вместе с плотью они усваивают важнейшие и самые ценные качества человека - его силу, мужество, великодушие и мудрость. Именно поэтому принято поедать сердце, мозг, печень и глаза врага, а также его кровь – мистическое вместилище жизненной силы. Этим же мотивируется поедание тела или праха усопшего. Родственники верят, что таким образом дух умершего соединяется со своими сородичами и продолжает жить. Некоторые народы даже традиционно убивали и съедали стариков, чтобы дух не дряхлел вместе с плотью, а возродился в телах членов племени.

Еще одна сторона ритуального каннибализма – вера в то, что съеденный враг уже не сможет вернуться в каком-либо виде и навредить своему обидчику. Иными словами, враг уничтожается раз и навсегда.

Каннибализм неразрывно связан с идеей человеческих жертвоприношений. В этом случае жертва воплощает в себе бога, либо становится мистическим даром божеству, которое в ответ должно удовлетворить просьбы племени или обеспечить процветание. В таинствах, посвященных богу Митре, приносился в жертву мальчик, тело которого затем съедали прочие участники ритуала. У ацтеков так же был религиозный обычай съедания бога. Для этого выбирался красивый юноша, которому в течение года воздавали королевские почести, а затем, в назначенный срок, он всходил на жертвенник, где жрецы вырезали ему сердце и тут же съедали. Со временем у многих племен в обрядах поедания бога человеческую жертву заменило животное или специальным образом выпеченный хлеб.

В наше время ритуальный каннибализм – явление редкое, но не исчезнувшее.

В дебрях Новой Гвинеи живет грозное племя людоедов-яли. Самый главный праздник яли посвящается Смерти. В этот день члены племени раскрашивают свои тела в виде скелетов. Раньше на этот праздник убивали шамана, и вождь племени съедал его теплый мозг, чтобы впитать знания и мудрость и ублажить Смерть. Возможно, этот обычай сохраняется и по сей день.

Там же, в Новой Гвинее обитает племя асматов. При встрече с ними ни в коем случае нельзя называть свое имя, рассказывать что-либо о себе или принимать их помощь. Дело в том, что асматы – охотники за головами, наводящие ужас на всю округу. Асматы верят, что, убив человека из другого племени, они могут поглотить его жизненную силу и продлить свою собственную жизнь. Но в полной мере воспользоваться результатами охоты может лишь тот, кто знает имя своей жертвы. Поэтому охоту на людей асматы возводят в ранг искусства. Нужно проявить максимум изобретательности и терпения, чтобы узнать, как можно больше о намеченной жертве, изучить ее повадки и, в конце концов, узнать имя. Асмат станет вам лучшим другом, пригласит в гости, окажет любую помощь – пока не узнает, что ему нужно. После этого последует быстрый и кровавый финал. Учитывая, что коварство, изворотливость и умение втереться в доверие высоко ценится у асматов, они достаточно своеобразно воспринимают библейскую историю, которую им рискуют проповедовать миссионеры. В свете их представлений не Христос, а Иуда является образцом идеального воина. Он перехитрил свою жертву, завоевал ее доверие, выбрал нужный момент и нанес точно рассчитанный удар. Иуда победил и выжил, а божий сын закончил свою земную жизнь на кресте, но почему-то именно его нужно почитать. Асматы не видят в этом логики.

Было бы ошибкой считать, что только дикари уверены в мистической ценности человеческой плоти. До относительно недавнего времени во всем мире существовали лекарские рецепты, основанные на использовании частей человеческого тела.

Древние римляне прописывали кровь гладиаторов для лечения эпилепсии. В эпоху Возрождения в качестве укрепляющего средства использовали порошок из толченых египетских мумий. Бойкая торговля таким порошком процветала в Европе до XVI столетия. По свидетельству историков медицины Ричарда Сага, в XVI-XVIII веках человеческую плоть, кровь и препараты, приготовленные из трупов, применяли не реже, чем травы и коренья, эти снадобья имелись в каждой аптеке, их делали из трупов нищих, тел казненных и даже прокаженных. Эти препараты активно использовал Парацельс. Вот один из немецких рецептов XVII века (правда, неизвестно от чего):

«Человеческое мясо следует нарезать на мелкие кусочки, добавить чуточку мирры и алоэ, несколько дней выдержать в винном спирте, а затем провялить в сухом помещении.»

Аналогичные рецепты оставил британский проповедник Джон Кеоф, умерший в 1754 году. В них упоминаются порошки из костей человеческого запястья и черепа, толчёное сердце, дистиллят мозга, экстракт жёлчи, свежая и сушёная кровь, а также «мох» (Usnea Cranii Humani), растущий на черепе мертвеца. Последний официально использовался английскими фармацевтами вплоть до XIX века.

Современная наука не только не поддерживает идею о пользе употребления человеческой плоти, но напротив, предостерегает от этого. Каннибализм может стать причиной смертельных заболеваний. В частности – куру, или «хохочущая смерть», как ее окрестили журналисты. Это связано с тем, что на определенном этапе у больного возникает неконтролируемый смех или неожиданная улыбка. Причины этого эффекта до конца не выяснены.

Болезнь, распространенную среди детей и женщин племени форе (Новая Гвинея), подробно описали в 1957 г. австралийский врач Зигас и американец Карлтон Гайдучек. Она заявляет о себе головокружением и усталостью, затем добавляется головная боль, судороги и типичная дрожь. За нескольких месяцев ткани головного мозга превращаются в губчатую массу, больной теряет контроль над собственным телом, развивается тремор туловища, конечностей и головы. Человек может ходить только по прямой, а пытаясь повернуть – падает. Заболевание неизлечимо и примерно через год заканчивается смертью. Сейчас куру считается видом губчатой энцефалопатии, вызываемым прионной инфекцией.

Как выяснили специалисты, женщины и дети форе заражались потому, что участвовали в ритуале почитания умершего, т.е. поедали его плоть и мозг. И таким образом усваивали содержащуюся в клетках мозга инфекцию. Мужчины, не задействованные в ритуале, куру практически не болели.

В современном цивилизованном мире проявления каннибализма причисляют к тягчайшим преступлениям и опасным психическим расстройствам. Хотя трудно сказать, нездоровое любопытство или экстремальный исследовательский интерес двигал Вильямом Сибруком, репортером «Нью-Йорк таймс», когда в 1931 году он раздобыл у студента-медика кусок тела здорового человека, погибшего от несчастного случая, приготовил и съел его. А потом написал подробный отчет, в котором изложил свои ощущения и сравнительные характеристики отведанного мяса.

Источник: Википедия, Кураев А. «Жертва человеческая и божеская»

— Орсо