Путеводитель. Сезон 3
«Сверхъестественное» как оно есть
А знаете ли вы?
Опрос актеров и членов съемочной группы сериала показал, что самой ужасной сценой смерти в третьем сезоне была сцена из 3.15 «Время на моей стороне», где доктор Бентон вскрыл грудную клетку жертвы и достал еще бьющееся сердце.
СЭМ: Слушай, если уж нам суждено сдохнуть, будем подыхать вместе, и точка.
«Второй сезон закончился смертью Желтоглазого, и теперь парням приходится иметь дело с массовыми нападениями демонов», - так рассказывает об основной идее третьего сезона исполнительный продюсер Ким Маннерс. «Раньше миссией братьев Винчестеров было отомстить убийцам их матери и девушки Сэма, а теперь всё обернулось войной против целой армии демонов. Мы ввели в сериал Белу и Руби (весьма сомнительного союзника), и наша история двинулась дальше…»
«По многим причинам третий сезон был для нас очень бурным, я бы даже сказал, хаотичным. Это касается и съемок, и творческого процесса», - признает создатель сериала Эрик Крипке, раскрывая закулисную сторону короткого, переломного, яркого и волнующего сезона. «Что касается лично меня, то мы закончили снимать второй сезон, а через пять дней жена родила мне сына. Перерыв между сезонами составил две-три недели, и я провел все это время в роли отца. Бессонные ночи и кутерьма, связанные с новорожденным, продолжились и первые месяцы третьего сезона. Было бы ложью сказать, что это никак не влияло на мою работу. Мне кажется, моя усталость наложила свой отпечаток на сценарии первых серий».
И еще одно обстоятельство не давало спокойно жить команде «Сверхъестественного». «Мы испытывали серьезное давление со стороны студии и канала, - признается Эрик Крипке, - студия очень хотела, чтобы нас продлили еще на год, поскольку наличие четвертого сезон дает возможность заключать выгодные сделки на продажу сериала. Мы всегда висели на волоске, но сейчас ставки были высоки как никогда. На нас сильно давили, чтобы мы угождали студийным боссам. Первым указанием сверху было ввести два женских персонажа. Выполняя это требование, мы совершили много неверных шагов, хотя очень старались, чтобы все получилось».
«Хочу сразу прояснить, что мы и сами собирались ввести Руби. Мы хотели создать женский персонаж, исправив ошибки, допущенные с Джо. Мы сделали ее слишком милой и обычной. Женщина в нашем сериале должна быть по-настоящему опасной и даже более крутой, чем парни. Такой, как Руби. Кроме того, мы знали, что демоны нам всегда хорошо удаются. И мы подумали - а давайте воскресим то, что было с Мэг в первом сезоне! Давайте введем еще одну женщину-демона и столкнем ее с Винчестерами. И пусть этот демон будет на их стороне. Так она станет настоящей роковой женщиной, и зритель не будет знать, можно ей доверять или нет. Придумывать такого персонажа всегда интересно. Она должна колко шутить, безжалостно убивать и при этом воевать на стороне хороших парней».
«Появление Руби меня очень обрадовало. К тому времени мы уже довольно долго обсуждали новый персонаж - демона, с которым ребята будут вынуждены работать вместе, ведь обычно они изгоняют демона и забывают о нем. - говорит продюсер Сара Гэмбл. - Персонаж, который помогает героям, но которому нельзя до конца доверять, необычайно интересен. Руби очень украсила нашу историю. Мне нравится, как она развивалась по ходу сезона, и Кэти Кэссиди замечательно ее сыграла».
Ким Маннерс с ней полностью согласен: «Она привнесла в свою героиню опасность и нахальство. У нее есть сила и шарм, которые мне очень нравятся. И, по-моему, они с Сэмом были горячей парочкой. Между ними было сексуальное напряжение, которое никогда специально не подчеркивалось, оно возникло как-то само собой».
«Руби всегда была частью плана, - подтверждает Эрик Крипке, - но сверху прислали указание: «Найдите еще одну женщину». Мы ответили: «У нас уже есть женщина, и она связана с мифологией сериала!» Нам возразили: «Нужны две женщины, а не одна. Двое парней, две девушки». Я не совсем уверен, где здесь логика, но, может, она есть. Если один женский персонаж не сработает, у нас будет другой».
В это время Бен Эдлунд работал над серией 3.03. «Непруха в Блэк Роке». «Мы знали, что Бела будет воровать сверхъестественные артефакты. Нам очень нравился этот персонаж, - признается Эрик Крипке, - мы были увлечены идеей ввести в мир «Сверхъестественного» не охотника, а человека, которого цена артефактов заботит больше, чем монстры. Мы подумали, это будет интригующий герой, какого у нас раньше не было. Бела должна была появиться лишь в одной серии, но ее образ получился настолько живым и реальным, что мы сказали: «Давайте возьмем ее вторым женским персонажем. Вот же она, прямо у нас под носом, и у нее есть потенциал».
«Пробы Лорен Коэн были одним из тех событий, которые тебя вдохновляют. Ты едешь домой и думаешь: «Не могу поверить, что мы ее нашли – она просто живой огонь!» Она очень талантливая и глубокая актриса. Мы показали ее студии и каналу, они были в восторге. Казалось, нам улыбнулась удача. Но мы не продумали, как связать Белу с Винчестерами. Наши истории происходят в дороге, каждую неделю ребята в новом городе. Если они снова и снова встречают одного и того же человека, этому должна быть веская причина. И лучше, если это будет одна и та же причина. Ведь иначе ситуация становится похожей на анекдот: «Надо же, Бела, я снова случайно тебя встретил!» Мы начали чувствовать абсурдность происходящего. Когда появляется Руби, нам не нужно ничего объяснять, поскольку она связана с сюжетной линией демонов. Когда появляется Бобби, это значит, парни ему позвонили и попросили помочь. Но появление Белы мы должны объяснять каждый раз, и нам становилось все труднее и труднее это делать».
«Вторая ошибка объясняется тем, что нам очень нравится писать неукротимых женщин. Мы были так очарованы женщиной, которая снова и снова уделывала братьев, что не проявили осторожности. Мы заставили ее серьезно вредить Винчестерам, раз за разом подвергать их жизнь опасности и при этом всегда их обыгрывать. В результате фанаты ее возненавидели».
В первой же серии, где появилась Бела, она выстрелила в Сэма. Без раздумий и без сожалений. Это поставило ее в ряд смертельных врагов Винчестеров, но потом она вернулась, чтобы пойти с парнями на бал… «Нам казалось, что мы очень умные, - признается Крипке, - когда Дин говорит: «Ты не станешь стрелять», а она стреляет, мы решили: «Вот это сюрприз, это вам покажет, кто тут крутой!» Мы не достаточно глубоко обдумали происходящее. Для героини, которая должна вернуться и танцевать с Дином, выстрел в Сэма - не лучший момент биографии. Невозможно сделать забавную, искрометную серию, где они все работают вместе - ведь до этого она дважды их чуть не убила. Зрители смотрят сериал из-за Сэма и Дина, и им точно не понравится дамочка, выставляющая братьев идиотами».
«Если бы мы вовремя опомнились, мы бы смогли спасти Белу, - уверен Эрик Крипке, - ты создаешь героя, полный энтузиазма и благих намерений, а потом, оглядываясь назад, видишь свои ошибки. Я бы с удовольствием снова поработал с Лорен (Коэн). Она героически преодолевала препятствия, с которыми мы ее столкнули».
АДСКАЯ СДЕЛКА
«Бела во многом задавала эмоциональный фон третьего сезона, - рассказывает Эрик Крипке о том, какие последствия имела сделка Дина с демоном Перекрестка, - Сэм должен вырасти и для разнообразия поддержать старшего брата. Для него это колоссальный стресс - осознать, что Дин не будет с ним вечно. Это заставило Сэма стать более самостоятельным. Дин сначала по-детски отмахивался от ситуации – все эти поедания чизбургеров и эскапады с девушками. Но потом признался, что ужасно напуган, но не чувствует себя достойным спасения. В конце концов, Дин осознает, что это совсем не так. В течение сезона он учится тому, что сам по себе чего-то стоит. Не как сын Джона или защитник Сэма, но как отдельная личность, которая заслуживает собственного пути в жизни. Это осознание, возможно, пошло бы ему на пользу, но к несчастью он отправляется в ад, и его судьба становится еще более трагичной.
«Мы тогда были как на иголках, поскольку только что убили главного плохого парня, - прибавляет Крипке. - «Мы попали в странное положение - всю первую половину сезона у нас не было суперзлодея. Кроме заявления о том, что у демонов хаос, поскольку у них нет лидера, у нас не было никакой мифологии. Мы думали, что это будет отражение террористических групп реального мира. Они не всегда организованы, но тем и опасны – ведь они могут быть везде. У каждой из них свой мотив. В первых пяти-шести сериях было много диалогов о новом, хаотичном мире демонов. Ключевой слоган был таким: «как вести войну, если нет поля боя?» Но в силу ряда причин эта идея не сработала.
«Во-первых, мне лучше пишется о том, что я знаю, а я мало знаю о политике или мировом терроризме. «Утром в газете, вечером в сюжете» - не мой стиль. Мне нравятся старинные легенды и истории, в них я черпаю свою силу. И отсутствие знания предмета, мне кажется, проникло на экран».
«Во-вторых, причина кроется еще в одном указании, полученном сверху. «Сделайте сериал масштабнее. Раздвиньте его границы. Нам тесно с двумя парнями в маленьких комнатках мотелей. Мы задыхаемся. Давайте развернем сериал, введите больше персонажей, сделайте сюжеты объемнее. - Рассказывает Крипке. - Они привели в пример нашу серию про Голливуд (2.18 «Голливудский Вавилон») и финал второго сезона в двух частях «И преисподняя раскрыла пасть свою…». Они сказали: «Посмотрите на эти истории! Мы хотим такие же эпические сюжеты». Мы ответили: «Это будет стоить вам кучу денег». Они заявили: «Дерзайте! Если пара серий выбьется из бюджета, то так тому и быть». Именно отсюда пошла сюжетная линия о войне. «Я написал первую серию сезона «Великолепная семерка», держа в уме идею войны. Вот откуда появились Исаак и Тамара. Мы собирались расширить число персонажей и придумали эту семью охотников. Мы решили, что позже Тамара может вернуться, а насчет демонов – семь лучше, чем один. Мы зарвались и ужасно превысили бюджет. Это была целиком наша вина: нам стоило остановить подготовку к съемкам и переписать сценарий. Студия была справедливо возмущена. Они сказали: «Мы разрешили вам превысить бюджет, но не настолько же». И они заморозили наши расходы с напутствием: «До конца сезона вы ни в одной серии не должны превышать бюджет». Это подкосило нас с творческой точки зрения. Как выполнить требование по расширению масштабов сериала, когда на это нет денег? Мы затеяли войну с демонами, а к концу второй серии осознали, что нам ее не потянуть».
«В первой трети сезона есть по-настоящему хорошие серии, и есть те, которые я не люблю, так что в целом начало сезона мне не слишком нравится, - признается Эрик Крипке, - я определенно считаю серию 3.06. «Алая заря» худшей в сериале. Во втором сезоне у нас не было провальных эпизодов, и было обидно получить такое в третьем сезоне».
Исполнительный продюсер Боб Сингер не считает ситуацию настолько ужасной. «У нас есть одна серия, которая вышла не слишком удачной. Не так уж много, и этому я по-настоящему рад».
«Мне кажется, 3.02. «С детьми все в порядке» была очень хорошей серией, 3.05. «Сказки на ночь» тоже, да и 3.03. «Непруха в Блэк Роке» получилась забавной, - размышляет Эрик Крипке, - но в первых шести сериях было нечто невнятное. Возможно, из-за неясной мифологии или оттого, что в каждом сценарии мы шли на гигантские компромиссы, чтобы удержаться в рамках бюджета. Зрители с удовольствием смотрят эти серии, даже не подозревая о мучениях, которых они мне стоили».
Знаете ли вы?
Опрос актеров и членов съемочной группы сериала показал, что самыми страшными монстрами третьего сезона были дети-подменыши из серии 3.02 «С детьми все в порядке».
«Вы двигаетесь вперед, учитесь на своих ошибках, и стараетесь в следующий раз сделать лучше», - уверена Сара Гэмбл.
«Серии с седьмой по шестнадцатую получились великолепно, - подчеркивает Эрик Крипке, - глядя на них, я могу сказать: «Вот это и есть «Сверхъестественное». Мы отказались от показа масштабной войны с демонами и сфокусировались на том, что мы можем сделать хорошо – приземленных и мрачных, красивых и ужасных историях. Когда же мы говорили о войне, мы придумывали, как ее снять. Например, в серии 3.12. «На войне, как на войне» идет большая битва, но все происходит снаружи здания, а наши персонажи заперты внутри. Вместо того, чтобы впустую трепать метафору мирового терроризма, мы срочно начали искать нового главного злодея. Мы начали обсуждать персонаж, который в то время еще не носил имя «Лилит». Мы собирались представить нового главного демона ближе к концу сезона, и я не был уверен, что нужно вводить ее раньше. Но как же приятно вновь встать на твердый сюжетный фундамент, когда вы знаете, что есть некий план и есть главный злодей».
ОСВЕЩАЯ ТЬМУ
«В третьем сезоне студия захотела придать сериалу более яркий, насыщенный цвет», - рассказывает главный оператор Серж Ладосёр. «К тому времени мы уже отошли от готичной мрачности начала первого сезона. Но студия хотела большего, и я стал выполнять это условие. Впрочем, мрачные сцены мы продолжили снимать в темном цвете, чтобы сохранить стиль сериала». «Никто из нас не был в восторге от идеи с ярким освещением, - комментирует Фил Сгричча. «Это нравилось студии, но не нам», - подводит итог Ким Маннерс. Дженсен Экклз, однако, уверен, что «Сверхъестественное» всегда отлично выглядит, ведь его снимает Серж Ладосёр. «Он гений. Нам повезло с ним работать. Освещение эволюционирует и меняется согласно обстоятельствам, это свидетельство его большого таланта».
«Во второй половине сезона начали появляться по-настоящему неординарные сюжеты. Это 3.10. «Помечтай немного обо мне», 3.11. «Заколдованный круг», 3.12. «На войне, как на войне», 3.13. «Охотники за привидениями». Мы снова начали делать смешные истории». Но тут возможная забастовка сценаристов стала реальностью, и это могло стать настоящим бедствием. «К счастью, как раз перед забастовкой мы нащупали верный курс, - вспоминает Эрик Крипке, - забастовка нам повредила, но одновременно пошла на пользу. Все замерло как раз перед Рождеством. Было тяжело. Но с другой стороны, я получил возможность провести время со своим малышом, поближе его узнать, побыть в роли отца, и я очень благодарен судьбе за такой подарок».
«Забастовка пошла нам на пользу и в творческом плане, поскольку позволила сфокусироваться на главной сюжетной линии – сделке Дина. Мы сделали историю про звонок с того света от отца и вплотную занялись чувствами Сэма и Дина по поводу сделки. Когда становится ясно, на чем нужно сосредоточиться, многие решения даются легко. В наших силах было выбрать что-то одно, сделать все достойно и рассказать хорошую историю. После забастовки мы вышли с множеством идей и сочинили отличные сюжеты, которые вывели нас к финалу».
«Над нами довлело чувство вины за то, что мы (сценаристы) заставили съемочную группу простаивать без работы, - добавляет Крипке, - это было очень и очень скверно. Но группа вернулась к съемкам и все вроде бы наладилось».
«Мне было немного не по себе возвращаться к работе после забастовки, - говорит Сара Гэмбл, - я опасалась, что начнется хаос, но Боб и Эрик твердо рулили процессом. Все были очень спокойны и сосредоточены на работе».
Боб Сингер отдает должное забастовке, ведь она дала возможность актерам отдохнуть. «Они были готовы работать, и мы немедленно приступили к съемкам», - рассказывает он. «Все были очень рады вернуться на площадку».
Джаред Падалеки поддерживает это утверждение: «По большому счету забастовка была неприятностью, но лично мне она дала возможность отдохнуть. Даже когда я не занят на съемках, я хожу на пробы для фильмов, встречаюсь с продюсерами, режиссерами, сценаристами. С семнадцати лет я кручусь в Голливуде, как белка в колесе, и это была отличная возможность сделать перерыв».
Знаете ли вы?
Опрос актеров и членов съемочной группы сериала показал, что на звание лучшей серии третьего сезона претендуют четыре эпизода: 3.03. «Непруха в Блэк Роке», 3.08. «Очень сверхъестественное Рождество», 3.11. «Заколдованный круг», 3.13. «Укротители духов».
«Оглядываясь назад и зная, что под влиянием забастовки и ограничений бюджета финал сезона изменился, я искренне считаю, что мы только выиграли. - Говорит Эрик Крипке. - Долгое время мы думали, что у нас есть двадцать две серии, чтобы рассказать историю. Сэм бы спас Дина от ада, может, даже не в финале, а еще до него. Но это стоило Сэму активации его демонических сил. И затем Винчестеры должны схватиться с Лилит, но Сэм все время сомневается, должен он использовать свою силу или нет. А Дин волнуется, ведь новая сила Сэма так же опасна, как игры с ядерной бомбой. Вот какой была первоначальная концепция. Потом братья встречаются с Лилит, и выживут они или нет - большой вопрос».
«Из-за забастовки мы поняли, что не успеем сделать историю Сэма достаточно глубокой, чтобы его желание использовать свою силу было оправдано. Его спуск на темную сторону должен быть постепенным, продуманным движением. Мы не хотели торопить его – пусть это и подстегнуло бы сюжет. Где-то в районе седьмой или восьмой серии, когда мы поняли, что забастовка точно случится, и у нас не будет времени спасти Дина, нам понадобилось альтернативное решение. Мы сказали себе: «Что, если мы не будем спасать Дина?» Так родилась эта идея. Мы решили оставить Дина в аду, так сказать, дать ему перевести дух».
Смотрите четвертый сезон, и вы узнаете, как долго Дин «переводил дух»… если он вообще еще дышит.