Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter!

Путеводитель по Сверхъестественному. Сезон 1 Версия для печати

 Содержание 

Позвольте представить команду

«Успех шоу зависит от мастерства работающих над ним людей, а мы знаем, что у нас подобралась команда высшего класса», - Сайрус Явнех, продюсер.

У каждого телевизионного шоу есть своя команда. Каждому телевизионному шоу необходима своя команда, без нее просто не было бы телевидения. Это съемочная бригада – герои закулисья. Благодаря этой книге вы получили возможность познакомиться со многими из них и узнать, что же они сделали для «Сверхъестественного».

Координатор визуальных спецэффектов Айван Хейден в «Сверхъестественном» с самого основания. «Визуальные эффекты — это все то, что дорабатывается на компьютере после съемки» - объясняет он. «На подготовительном этапе я просматриваю сценарий и отмечаю в нём все места, где возможны визуальные эффекты. Потом, в процессе проработки сцены, я смотрю и думаю – «ага, вот для этого момента больше подходит «мэт-пэйнт» (от переводчика: мэт-пейнт - крупномасштабные рисованные изображения, используемые в кинематографе, на телевидении и в производстве компьютерных игр для создания в кадре иллюзии окружающей среды, которую по каким-либо причинам невозможно заснять натурой или воспроизвести с помощью материальных декораций), а вот здесь мы всё закрепим на тросиках перед зеленым экраном. После того, как мы продумали все основные эффекты, я составляю план, как будет проходить съемка. Здесь моя задача сводится к тому, чтобы придумать как все снять самым дешевым, быстрым и наиболее эффективным способом. А затем уж мы делаем то, что называют визуальными эффектами/спецэффектами/трюками. Мы втроем работаем в очень тесном взаимодействии. Мы изобретаем эффекты... но иногда я обращаюсь за помощью в специальные компании по спецэффектам, контролируя точность выполнения работы и сроки».

«А еще я помогаю режиссеру. Его головная боль - игра актеров, а моя – вплести в эту игру придуманные нами спецэффекты. Например, если все должны посмотреть на космический корабль в небе, я должен быть уверен, что все смотрят в одно и тоже место. Я тот парень, который следит, чтобы теннисный шарик, удерживающий их взгляды, находился в правильном месте. После окончания съемок, когда редакторы и режиссер занимаются монтажом, я тут как тут: «А не добавить ли нам здесь еще что-нибудь?».

«В создании каждого телевизионного шоу свои трудности. - Говорит Хейден. - Мы должны придумать правила для изображения призраков и других существ. Время от времени мы очень подробно их обсуждаем. Между собой мы называем это «Призрак 101». И если у нас складывается настоящая теория, то это уже «Продвинутая призрачная теория 102». Призраки могут проходить сквозь стены – а смогут ли они открывать двери, если им вдруг захочется? Это уже настоящие «законы физики для призраков»! Дело в том, что у нас реальный сверхъестественный мир. Мы пытаемся создать для него правила и следовать им.

«Кровавая Мэри» - один из моих любимых эпизодов — там есть по-настоящему жуткие сцены. Думаю, визуальные эффекты усилили впечатления от серии. Мне нравится, когда спецэффекты незаметны, и трудно сказать, использовались ли они на самом деле, но они добавляют остроты». «Надеюсь, все выглядело реальным, - добавляет Хейден, - спецэффекты должны быть героями-невидимками - если их никто не заметил то, значит, мы хорошо поработали».

«Мне нравится принимать участие в мрачных шоу с глобальными сценами драк. - Говорит дизайнер по костюмам Диана Видас. - Мои две основные задачи на шоу — создать интересные образы для обычных людей и, конечно же, особое внимание уделить главным героям. Ребята практически живут в своей машине, поэтому они вполне органично смотрятся в несколько потрепанной одежде, никогда не встречавшейся с вешалкой. Возможно, вам не кажется это чем-то особенным, но нам приходиться запасаться восемью-десятью одинаковыми комплектами одежды, ведь парни — главные действующие герои. А Джаред, к тому же, еще и очень высокий мальчик (1.93 м), так что если для него и находится подходящая куртка, то найти десяток одинаковых – крайне сложно.

Что касается Дженсена, то он носит с собой отцовский дневник, поэтому нам приходится делать карманы во всех его куртках, ведь этот дневник нужно куда-то класть. У парней полно одежды. Это похоже на волшебный сундук, потому что в реальности у них была бы только пара рубашек, куртка и пара джинсов, но нам приходится поддерживать интерес зрителей к персонажам. Мы пытаемся не думать о том, сколько одежды у них чемоданах»!

Но Видас на шоу одевает не только людей: «У нас было несколько чУдных монстров, - вспоминает она первый сезон, - вендиго был ростом 2.19 м» или что-то в этом роде. Мы нарядили его в кожу и костюмчик Тарзана, но сразу стало понятно, что это слишком сложно. Мы попытались вписать его в пейзаж, так что мы оставили только набедренную повязку и раскрасили его тело. В шоу часто встречаются персонажи, бегающие по лесу босиком, ведь вся нечисть - босая. В случае с Вендиго мы использовали неопреновые бахилы, на которых нарисовали босые ноги. Но, думаю, под конец эти бахилы уже не использовали... потому что они снова выглядели, как бахилы

Было очень интересно делать Человека-Крюка, потому что мы взяли австралийское всепогодное пальто и попытались превратить его в нечто невообразимое. Это оказалось крайне сложным делом. Мы вымачивали пальто в надувном детском бассейне, да и не только в нем, чтобы отодрать всю клеенку. Девочкам было действительно тяжело превратить его в тот кошмарный ужас, что вы видите на экране. Но в конечном итоге получилось весьма живописно.

«Это великолепное шоу с точки зрения дизайна. Ведь очень непросто привлечь интерес к обычным людям в их повседневной жизни. Над шоу работает достаточное количество креативных людей, что позволяет нам создать неповторимый стиль. Мы работаем с цветовой палитрой — чуть темнее, чтобы передать настроение момента, в том случае, если мы не пытаемся передать чувства счастья или чего-то еще».

«Я стал частью «Сверхъестественного» на самом раннем этапе, потому что мы с Эриком Крипке приятели еще со времен колледжа. - Рассказывает композитор Кристофер Леннертц. - Мы в одно и тоже время поступили в Университет Южной Калифорнии и в течение двух лет принадлежали к одному братству. У нас совпадали вкусы в кино и во всем остальном. Я писал музыку ко всем его студенческим фильмам. Мы сняли трехминутный безбюджетный фильм, который впоследствии умудрились вытянуть в десятиминутный фильм, из тех, что снимают с бюджетом тысяч в десять USD и поехали с ним на «Сандэнс[1]», где он даже приз выиграл. Фильм назывался «Истинно преданный». Так что, когда «Сверхъестественное» появилось, Эрик прислал мне сценарий еще до того, как заработали камеры.

«Когда на проект пришел Боб Сингер, он привел своего друга Джея (Грушка) и предложил нам поработать вместе. Мы встретились и поняли, что вполне сработаемся. - Говорит Леннертц. - В таких грандиозных шоу, как «Удивительные рассказы» и «Сумеречная зона» уже был опыт привлечения нескольких композиторов одновременно. Большой плюс такой работы – мы не пересекаемся, так что каждый получает немного дополнительного времени. Мне кажется, вместе у нас получается намного лучше».

Весьма спорно, что музыка Леннертца нуждается в улучшении, ведь уже первый его эпизод, «Пилот», номинировался на Эмми. «Это удивительное чувство и большая неожиданность для меня. - Вспоминает Леннертц свою реакцию. - У меня должна была состояться свадьба примерно через месяц после объявления номинантов, так что когда позвонил мой старинный друг и сказал: «Поздравляю!», я ему ответил: «Я еще не женился!». А он мне: «Нет-нет, с Эмми!». Музыка действительно играет большую роль в «Сверхъестественном». С ее помощью можно передать то, чего не в силах передать видео. Думаю, именно поэтому нас номинировали в этой категории».

Мы хотели полностью задействовать в проекте обоих композиторов, но, в то же самое время, делали все, чтобы это не бросалось в глаза. Нам не хотелось, чтобы люди говорили, что какая-то мелодия не подходит «Сверхъестественному». Многие нам говорили, что обязательно смотрели все финальные титры, чтобы узнать, кто создал тот или иной эпизод, потому что «Сверхъестественное» имеет свой уникальный голос.

Леннертц черпал вдохновение из визуальных образов шоу. Эпизод «Мертвец в воде» был действительно отлично срежиссирован и стилизован. В нем встречается множество потрясающих панорамных кадров в хичкоковском стиле. Что касается меня, то я принял все это как руководство к действию и добавил в свои композиции немного Бернарда Херрманна[2], который любил сочетать несочетаемое. Так же мы украсили данный эпизод вокалом, записанным как бы из глубины: некто произносил слова «вода», «смерть», «дьявол» и прочие ужасы. Это было похоже на бульканье и мне кажется, что сама вода могла бы звучать именно так.

В эпизоде были моменты, когда парнишка Лукас рисовал, и у него появилась эмоциональная связь с Дином. В этот момент мы впервые использовали жалобные звуки электронного фортепиано, настроенного на низкие октавы. Эрик сказал, что музыка прекрасно соответствовала настроению Винчестеров». Это музыкальное сопровождение стало характерным для сцен эмоционального общения Сэма и Дина с людьми.

«И Джей и я стараемся откопать какие-то интересные вещи, вроде речи из-под воды или использование низких октав в музыке, использование дудука, выдающего мелодию заклинателя змей... все эти примочки делают работу над сериалом веселее и интереснее».

Композитор Джей Грушка вспоминает о первой встрече с Эриком Крипке, которая состоялась благодаря Бобу Сингеру: «Я чувствовал себя немного неловко, поскольку у Эрика и Криса Леннертца уже были долгосрочные творческие отношения, и во всех отношениях новый проект был по праву его. К счастью, у нас сразу получилось сотрудничество, и все эти годы работа идет, как по маслу».

Когда у Джея спрашивают о том, что для него самое привлекательное в «Сверхъестественном», он без колебаний отвечает, что «В сериале мне всегда нравилось, что даже, несмотря на наличие в нем нескольких действительно страшных, пугающих моментов, тебе как будто заговорщицки подмигивают сценаристы, персонажи, да и сама манера съемки. У Эрика была очень забавная идея «замесить» шоу на роке 70-х, но он говорил, что нужно быть крайне осторожным, чтобы не переборщить и чтобы музыка не заслоняла собой действие. Но неизбежно встречались сцены, куда идеально вписывался пронзительный голос электрогитары или звук ударной установки. Пусть это были небольшие перебивочки, длинною в 15-20 секунд, на которые обычно не хотят тратить тысячи долларов — мы все же делали это, потому что музыка должна соответствовать шоу.

«Оба, и Эрик и Боб, придерживаются того мнения, что всегда должно быть некоторое затишье перед страшной сценой, - говорит Грушка, - и даже если, в конечном итоге, мы не всегда используем этот трюк на шоу, мы всегда о нем помним. Ведь он помогает дольше смаковать момент».

«Я очень люблю первый эпизод, в создании которого я принял участие, «Вендиго», потому что он пронизан невероятным количеством музыки совершенно разных стилей. Музыкой нам необходимо было передать чувство страха и бег через лес, так что было крайне весело все это воплощать, используя большое количество барабанов, гонгов и других ударных. Плюс в серии было несколько тихих и нежных моментов. Я с самого первого эпизода убедился в том, что это шоу позволит в полной мере раскрыть мой творческий потенциал».

Сериал действительно ставит перед композиторами уникальные задачи.

«Этот сериал не основывается на какой-либо одной музыкальной теме, несмотря на то, что нам с Крисом удалось найти способ повторно вводить некоторые старые темы в новые серии. Конечно, так работать гораздо труднее, потому что вы не можете вернуться к тому, что было написано серий десять назад и, например, в какой-нибудь любовной сцене снова ввести уже использованную мелодию. Каждый эпизод можно рассматривать, как самостоятельную историю. И это придает интерес».

«Потом мы с Крисом получаем режиссерскую версию серии, то есть, черновой материал, далекий от того, что вы увидите на экране. - Говорит Грушка, рассказывая о процессе создания музыки к фильму. - Серия не закончена, ведь над ней все еще продолжает работу команда, студия (в Бербанк, Калифорния) и телеканал. Вносятся какие-то поправки, дополнения, так что эпизод претерпевает значительные изменения. Большинство композиторов привыкли писать музыку, имея уже доработанную картинку. Они придумывают основную тему, на которую и опираются при написании всей композиции. Процесс можно сравнить с вытаскиванием нити из свитера — дернешь за веревочку, и весь свитер распустится. Мы же обычно отсматриваем весь материал где-то за неделю, после чего нам дают еще неделю, плюс-минус день\два, чтобы написать от пятнадцати до тридцати минут музыки. Так что обычно всю эту вторую неделю мы безвылазно сидим в студии».

«(Главный музыкальный редактор) Майк Лаше тоже отлично вписывается в команду. Мы всегда бурно дискутируем по поводу того, как часто будут использоваться его звуковые эффекты и в каком виде, дабы выработать концепцию для органичного сосуществования общей музыкальной темы, эффектов и картинки. Очень часто, имея уже полностью готовую музыкальную тему, приходится обрезать или удлинять её и добавлять звуковые эффекты. Хотя, безусловно, я предпочитаю обратную ситуацию, когда музыка подчеркивает происходящее на экране. Как-то раз во время монтажа серии я сказал: «Знаете, музыка в этой сцене вот в этом месте слишком громкая», потому что я считаю, что для мелодии гораздо важнее соответствовать происходящему в кадре, чем быть просто услышанной»

Для Грушка вся съемочная команда и атмосфера на площадке «Сверхъестественного» нечто особенное! «Я работал в большом количестве телевизионных шоу, и, конечно, если шоу качественное, над ним интересно работать. Но когда люди, с которыми вы работаете над сериалом - настоящие профессионалы, при этом еще и умные, и дружелюбные, то создается особая атмосфера всеобщего уважения. Каждый занят своим делом и не нуждается в дополнительном контроле. У Эрика и Боба на съемочной площадке сложилась именно такая атмосфера: «Мы знаем свое дело. Вы здесь, потому что нам кажется, что вы знаете свое дело. Так что делайте то, что знаете». Мы обитаем в мире, где каждый ценит другого. Вот такое идеальное мироустройство».

«Вдобавок ко всему, в шоу трудятся два разных композитора, и я не смогу подобрать нужных слов, чтобы выразить мое восхищение Крисом.»

«В сериале я отвечаю, в основном, за декорации. - Говорит Джерри Уонек, художник-постановщик «Сверхъестественного». - Берем сценарий серии и в тесном сотрудничестве с режиссером эпизода, Эриком и сценаристами выстраиваем план, то есть ключевые моменты истории, разрабатываем общую концепцию, после чего приступаем к проектированию декораций. То, что отличает «Сверхъестественное» от любого другого шоу — у нас нет постоянных декораций. Есть только Импала 67-го года, вот и все. Каждый эпизод — это новый город, штат, местность. Братья постоянно переезжают, так что у нас примерно на 50% больше зданий, чем в любом другом шоу. К примеру, у нас нет постоянного полицейского участка, офиса юриста или ресторана. Мы путешествуем, как цыгане. Именно это делает шоу таким уникальным и одновременно трудным для художника-декоратора.

У Уонека есть собственное мнение, почему шоу стало столь популярным: «Потому что между Джаредом и Дженсеном в образе братьев - невероятная химия, именно это привлекает зрителей». Уже после первого разговора с Бобом Сингером, Эриком и Сайрусом (Явнех — продюсер) я понял, что работа предстоит весьма интересная. Я работал на других шоу, которые были великолепно поставлены, но в которых не играли такие замечательные актеры. Они не добились успеха и не нашли свою аудиторию, потому что зрители не верили персонажам. То, что делают ребята на нашем шоу — очень тяжелая работа для двух молодых парней, но они выполняют ее изо дня в день, и я очень горд тем, что являюсь частью этого шоу — оно невероятное».

«Нам очень повезло, что Ким Маннерс был нашим продюсером и режиссером. Он — прирожденный рассказчик. Для меня действительно очень важно находиться рядом с ним. Потому что, когда в очередной серии историю рассказывает Ким, все должно быть на своих местах, так, как задумано и выглядеть только так, как задумано. Он поднимает уровень шоу на более высокий уровень».

Уонек особенно гордится работой своей команды на шоу. «На большинстве шоу на съемку серии в декорациях приходится где-то пара дней, и еще дней шесть съемка проходит на местности. В нашем шоу все по другому, часто мы дней пять снимаем в декорациях, и дня три на натуре. Так что мы постоянно занимаемся созданием декораций. Это крайне тяжело, но очень здорово. Мне посчастливилось собрать самую талантливую команду здесь, в Ванкувере. Я провел в ЛА (Лос-Анджелесе) двадцать с чем-то лет своей жизни, и уверен, что наша команда заткнет там всех за пояс».

«Еще один человек, благодаря которому «Сверхъестественное» выглядит просто великолепно - это Серж Ладусер - лучший главный оператор, с которым мне посчастливилось работать. - Добавляет Уонек. - Он невероятно быстр, что позволяет нам получить большое количество отснятого материала, который мы редактируем — добавляем свет, текстуру, цвет. Мне ни с кем не работалось так легко, как с Сержем и его командой».

«Наша работа, как художественного отдела, состоит в создании такой окружающей среды, чтобы и режиссер, и актеры могли поверить, что они действительно находятся в этом месте. Мы прилагаем невероятные усилия для того, чтобы все выглядело натурально и правдоподобно. Когда они открывают дверцу шкафа, там обязательно найдется что-то, что характеризует его владельца, а если они смотрят на картину на стене — она несомненно отразит атмосферу данного места».

Художник Джон Марцинюк работает с Джерри Уонеком уже долгие годы. Они вместе трудились над шоу «Темный Ангел» и «Джон Доу». «В сериале я отвечаю за дизайн, декорации и места для съемок. - Объясняет он. - У «Сверхъестественного» нет постоянных декораций, это означает, что мы все время находимся в поиске подходящей натуры для съемок. У шоу есть единая концепция, предъявляющая некие требования к местам для съемки — они должны быть унылыми, текстурными и жутковатыми — но мы, со своей стороны, стараемся добавить столько реализма, цвета и интриги, насколько это возможно.

«Мы работаем по 60 часов в неделю, большую часть времени проводя в машине, разыскивая подходящие для съемки места. Затем создаем декорации для тех мест, что выбрали... если нашли то, что нужно. Если же ничего подходящего найти не удалось — мы строим все сами!

Когда у него спросили о любимом эпизоде (моменте) первого сезона, Марцинюк ответил весьма неожиданно: «Нам всегда интересно работать над комнатами в мотелях, потому что мы каждый раз пытаемся изобрести нечто новое, что вы могли бы встретить в придорожных гостиницах. Мы стараемся придать им индивидуальности и реализма, насколько это возможно. Что такое комната в мотеле? Четыре стены и пара кроватей, но мы пытаемся сделать ее чуть более интересной, акцентируя внимание на обоях, стенах, картинах и прочих мелочах. Странно конечно, мы тратим кучу времени и сил на дизайн номеров мотелей.

«У меня нет какого-то одного любимого эпизода — они все мне интересны. Каждый из них — часть общего паззла, который сложится только после окончания сезона».

«Наши декорации — весьма тонкая субстанция, ибо нам приходится «создавать» то, что люди считают само собой разумеющимся. В нашей работе крайне важно качество, ведь у зрителей шоу при просмотре не должно возникать вопросов типа «Что это такое?» или «Где это мы?». Мы создаем колоритную и узнаваемую окружающую среду, и это помогает рассказать нашу историю. В принципе, нас можно сравнить с иллюзионистами. То, что актеры делают своим телом, мы создаем с помощью краски и дерева. - Добавляет Марсинюк. - Мы создаем драму, раскрываем характеры... и я хотел бы пригласить зрителей насладиться этой иллюзией и поразмышлять над ней. Мы каждую неделю «придумываем» Америку. Я бы назвал нас экспертами в создании Соединенных Штатов в Британской Колумбии».

  1.  Кинофестиваль «Сандэнс» (Sundance Film Festival) — национальный американский кинофестиваль независимого кино. Проводится в Парк Сити, штат Юта, США в конце января каждого года.
  2.  Бернард Херрманн (29 июня 1911 — 24 декабря 1975) — американский кинокомпозитор, лауреат премий «Оскар» и «Грэмми». Отстаивал самостоятельную художественную ценность музыки для кино. В 1930-е и 1940-е гг. сотрудничал с Орсоном Уэллсом (радиоспектакль по «Войне миров», «Гражданин Кейн»). Создал музыкальное сопровождение для всех фильмов Альфреда Хичкока, снятых с 1955 по 1964 гг. Его шедевром считается саундтрек к хичкоковскому «Психо». После размолвки с Хичкоком работал с Франсуа Трюффо («451 градус по Фаренгейту», «Невеста была в чёрном») и Брайаном де Пальмой. Последняя работа — музыка для «Таксиста» (реж. Мартин Скорсезе, 1976). Произведения Херрманна не только оказали влияние на Анджело Бадаламенти и «The Beatles» («Eleanor Rigby»), но и продолжают использоваться в современных фильмах (напр., «Убить Билла» Квентина Тарантино).
Оригинал — Nicholas Knight
ПереводJess,