Путеводитель по Сверхъестественному. Сезон 1
Вера
А знаете ли вы?
Во время натурных съёмок этого эпизода в течение пяти дней шёл дождь. И, чтобы не менять место съёмок, пришлось буксировать машины по колено в грязи.
- Сценарий: Раэль Такер, Сара Гэмбл.
- Режиссёр: Алан Крёкер.
- В ролях: Ребекка Дженкинс (Сью Энн ЛеГранж), Тиффани Линдел-Найт (Врач), Алекс Диакун (Жнец), Кевин Макналти (Рой ЛеГранж), Джули Бенц (Лейла Рорк), Джиллиан Барбер (миссис Рорк) и др.
Сражаясь с Ровхедом — ирландским лешим, который охотится за непослушными детишками, Дин получил сильнейший удар током, который спровоцировал обширный инфаркт миокарда.... Дину осталось жить не больше месяца! Обезумевший от ужаса Сэм принялся лихорадочно искать способ спасти брата и, как ему показалось, нашел, прослышав о Рое Ле Гранже — целителе, оказавшемся не шарлатаном. Ослеплённый желанием спасти брата, во что бы то ни стало, Сэм не заинтересовался источником силы целителя и убедил Дина попробовать. Зная, что терять ему уже нечего, Дин, несмотря на свое скептическое отношение к целителям и всему в этом роде, все-таки отправился на встречу с Ле Гранжем. К великому облегчению Сэма, брат исцелился. Однако, Дина терзало чувство вину за то, что вылечили его, а не Лейлу - молодую женщину, которая уже долгое время посещала целителя, дожидаясь своей очереди на излечение от опухоли мозга.
Чувство вины Дина увеличилось во стократ, когда он выяснил, что в момент его чудесного исцеления погиб молодой человек. Похоже, Ле Гранж использовал чёрную магию, чтобы подчинить своей воле Жнеца. По мнению Дина, человек, играющий в Бога и решающий кому жить, а кому умереть, не чем не лучше монстра, но Сэм говорит брату, что они не убивают людей и если поступят так, то сами будут ничем не лучше Ле Гранжа. Тогда братья решили уничтожить его книгу заклинаний. Вернувшись в церковь, Дин оказался в неприятном положении: ему пришлось убеждать Лейлу отказаться от лечения в тот самый момент, когда, наконец, наступила её очередь. Девушка не поддалась на уговоры Винчестера, поэтому, чтобы прервать сеанс исцеления, Дину пришлось громко крикнуть: «Пожар!» Люди в панике покинули палатку, но, не смотря на это, Жнец продолжал преследовать свою жертву... и тогда до ребят дошло, что Жнеца контролирует не Ле Гранж, а его жена. Сью Эн натравила Жнеца на Дина, но Сэму удалось найти и разбить амулет - источник её сил. И, вместо Дина, Жнец набросился на свою прежнюю хозяйку.
- ДИН: Эй, береги мою машину, или я стану тебе являться.
СЭМ: Ни капельки не смешно...
ДИН: Да, ладно... чуток смешно.
«Вера» - мой любимый эпизод, - сообщает Эрик Крипке, - тогда я впервые понял, во что способно вылиться наше шоу. Собственно, эпизод вот о чём: Есть ли Бог? Что есть бытие? Есть ли свобода воли? Дороже ли твоя жизнь, чем чья-то другая? Он изучает метафизическую и моральную основу вселенной Винчестеров. Начиная с этой отправной точки шоу могло пойти различными путями и иметь разнообразные оттенки. Поэтому работать было очень интересно.
Движущей силой этой серии была смертельная болезнь Дина и необходимость его спасти. Что, если способ спасти жизнь Дина найти можно, но лишь ценой чьей-то другой жизни? Что вы чувствуете, встав перед таким моральным выбором? Откажетесь ли спасать одних людей, зная, что при этом другие потеряют жизнь? Я подумал, что это интересная постановка вопроса: должны ли мы вмешиваться в происходящее? Вот почему так важна героиня по имени Лейла. Она поистине замечательная девушка и заслуживает жизни, и быть может, её жизнь стоит того, что умрёт какой-то незнакомец. Вот о чём, на самом деле эта серия и только я один поинтересовался: «А кто же тут монстр?» В первых двух версиях не было никакого монстра, присутствовал только целитель. И я сказал: «Ну, ребята, и каков же порядок действий? Как он управляет силами жизни и смерти?» И вот тут нас озарило: если бы он был способен контролировать настоящего Беспощадного Жнеца, то мог бы послать того пожинать одни души и возвращать другие. Но, как говорится, за что боролся, на то и напоролся: Жнец приходит за ним самим».
«Вера» была и моим любимым эпизодом, - вторит Крипке Роберт Сингер, - мало того, что там в качестве противника выступает Жнец, этот эпизод повествует о чём-то ещё, о чём-то, что происходит в нынешние дни. Джули Бенц сыграла великолепно, у неё с Дженсеном были замечательные сцены».
Сценарист Сара Гэмбл вспоминает, что они «начали с мысли о целителях как об устрашающих созданиях. О людях, способных обернуть веру себе на пользу, можно многое рассказать...» Гэмбл была поражена, что взрывоопасная тема, затронутая в эпизоде не вызвала сопротивления ни у продюсеров, ни у студии, ни у канала. «Я всё ждала, что кто-нибудь скажет: «Нет, нет, нет...» но никто не сказал. Нам очень доверяют».
У соавтора сценария Сары Гембл, Раэль Такер, подобная реакция. «Я была в шоке. Признаться, я была удивлена до глубины души. Мы с Сарой подозревали, что ничего не получится: «Ничего из этого не выйдет, надо быть реалистами». Такую ошибку совершают все признанные сценаристы. Ещё даже не приступив к делу, ты немедленно задаёшься вопросом, что тебе разрешат сделать на телевидении. И, чаще всего, мы выдаём на гора какие-то безопасные рассказики в рамках телевидения, только потому, что мы боимся. И в тот раз мы едва не ударились в самоцензуру, но всё-таки устояли перед этим соблазном. И, похоже, всех вдохновила наша идея, её выпустили в эфир, и ни у кого не возникло лишних вопросов».
- ДИН: Наверное, трудно настолько сильно во что-то верить и вот так разочароваться.
ЛЕЙЛА: Хочешь услышать что-то странное? Я в порядке. Правда. Мне кажется, на то она и вера, что ты веришь не только тогда, когда происходят чудеса, но и когда их нет.
Композитор Крис Леннерц рассказывает: «Мы записывали на небольшом 76-клавишном пианино, что было вполне оправдано, ведь герои - путешествующие евангелисты, поэтому пианино у них маленькое, портативное, которое легко перевозить. Этот инструмент на самом деле использовался в турах самолёта Джефферсона в начале семидесятых. Пианино было разбитое и не очень настроенное. В этой серии на нём играл Алан Сильва. Мы отправились к нему домой, и провели два или три часа, записывая только как на клавиши падают разные вещи, вроде рыболовной лески, старых монет, скрепок... Дребезжащий треск падающих вещей звучит поистине странно и жутковато. Результат получился замечательный».
А ещё замечательнее был армянский дудук, который использовал Леннерц. «Это жуткий микротоновый инструмент для заклинания змей, со змеиным маслянисто-текучим завораживающим звучанием, присущим речи продавцов. Если внимательно вслушаться, то можно почувствовать слабые флюиды «купи-купи-купи», которые смешиваются с общей пугающей атмосферой шоу».
Приглядимся к Жнецам.Физическое проявление смерти, олицетворение самого страшного события привлекало всеобщий интерес ещё со времён первых летописей. Наиболее распространённый образ смерти известен как Беспощадный Жнец. Его изображают в виде скелета в развивающемся чёрном плаще с косой на плече. Происхождение этого образа связывают с Отцом Времени потому что между смертью и старением лежит прямая зависимость, а греческим олицетворением времени был бог Кронос, которого изображали с серпом (в соответствии с легендой о том, что этот бог является богом урожая). Несмотря на то, что сама мысль о смерти, идущей за тобой, внушает ужас, жнецов обычно не представляли в виде смертоносных чудищ. Жнецы всего лишь собирают души. Частенько они даже приносят облегчение, помогая душам перейти в мир иной. Однако, даже если самим жнецам безразлично, кого забрать: хорошего или плохого, они различают, белым или чёрным светится душа, и поэтому знают, куда её направить...
- ДИН: Только одно существо может вот так дать или отнять жизнь. Мы имеем дело со жнецом.
СЭМ: Ты и правда думаешь, что это Беспощадный Жнец, собирающий души?
ДИН: Нет, нет, нет, не тот самый Жнец. А жнец вообще. Предания о жнецах есть чуть ли не во всех культурах Земли. У них сотни имён. Быть может, он даже и не один.
СЭМ: Но ты сказал, что видел чувака в костюме.
ДИН: А ты, что думаешь, что он должен рассекать в чёрном балахоне? Ты же сам сказал, что часы остановились, так? Жнецы останавливают время. И видеть их может только тот, за кем они приходят.
«Разумеется, начали мы с плаща и косы, - подтверждает сценаристка Раэль Такер, - мы написали сцену, в которой парень в капюшоне разгуливает по парковке... и вдруг подумали: «Что за дела? Ну и видок. До жути раздражает. Да к тому же, не такой уж он и страшный, потому что подобное мы видели миллион раз, такой облик вызывает только смех, напугать он уже никого не может. Так что нам пришлось соображать: а как бы выглядела смерть? Мы решили, что у нас это будет самый сморщенный пожилой человек, какого только можно себе представить. Вот его мы жутко испугались, прямо мороз по коже».