Путеводитель по Сверхъестественному. Сезон 1
Человек-Крюк
А знаете ли вы?
Что Трей Каллавэй, который написал 17-й эпизод под названием «Адский Дом» сериала «Сверхъестественное», был со-сценаристом фильма «Я всё ещё знаю, что вы сделали прошлым летом», который положил начало легенде о крюкоруком убийце.
- Автор сценария: Джон Шибан
- Режиссёр: Дэвид Джексон
- В ролях: Brian Skala (Rich), Chelah Horsdal (Librarian), Jane McGregor (Lori Sorenson), Alfred E. Humphreys (Sheriff), Christie Laing (Taylor), Mike Waterman (Red Head), Benjamin Rogers (Murph Humphreyville), Dan Butler (Reverend Sorenson), Sean Millington.
Сэм и Дин отправляются в небольшой университетский городок на востоке Айовы, узнав о гибели дружка Лори Соренсон, убитого в лучших традициях «Человека с Крюком». Пока Дин пытается произвести впечатление на его преподобие, и, по совместительству, отца девушки, Сэм, недавно переживший смерть своей собственной подруги, втирается в доверие к Лори, сближаясь с ней на почве пережитого. Когда же соседку Лори убивают во сне, её боль и страхи доходят до крайней точки. Пока полиция опрашивает свидетелей на улице, Сэм и Дин, в поисках улик, проникают в комнату Лори в женском общежитии. На стене они обнаруживают кровавое послание — один в один копирующее фразу из легенды: «Довольна, что не включила свет?».
Убедившись таким образом, что им попался Человек с Крюком собственной персоной, Сэм и Дин проводят расследование и узнают, что они имеют дело с мстительным призраком... чьи кости зарыты в безымянной могиле. Пока Дин разыскивает могилу, Сэм присматривает за Лори. Но, не смотря на то, что Дин посыпает солью и сжигает кости призрака, Человек Крюк нападает на Сэма и семейство Соренсонов.
И вот тут Винчестеры догадываются, что псих-убийца использовал свой протез как оружие, он стал частью его самого, а значит, необходимо уничтожить и крюк. Дальнейшее расследование показало, что крюк был сделан из серебра и переплавлен в неизвестный предмет, принадлежавший церкви. Братья мчатся в церковь и сражаются с опасным призраком. Сэм срывает с шеи Лори серебряную цепочку, а Дин сжигает её.
- ДИН: Так ты веришь ей?
СЭМ: Верю.
ДИН: Да, я тоже считаю её горячей штучкой.
«Человек-Крюк» был первым эпизодом, написанным со-продюсером Джоном Шибаном. «Мне кажется, в «Человеке-Крюке» отлично уравновешены история второстепенных героев и история братьев. Я весьма доволен этим, и, мне кажется, получилось отлично».
Дело в том, что эту серию планировали показать сразу после «Вендиго». «Эпизод «Вендиго» рассказывает легенду, наверняка общеизвестную, но очень запутанную, – отмечает Шибан, – серия «Человек-Крюк» интересна тем, что мы с самого начала решили: «Давайте обратимся к классике, начнём прямо с «Человека-Крюка».
Дин посолил и сжег кости человека-крюка
«Мы начали производство, – продолжает Джон, – но возникли проблемы с режиссёром. Снять ужастик, особенно на телевидении, не так легко, как кажется, и я считаю, что именно поэтому многие шоу, которые пытаются напугать зрителей, с треском проваливаются. Необходимо иметь особое виденье истории, и, если хочешь усилить тревожное напряжение, необходимо знать психологию аудитории, на которую ты работаешь. Зрители от ужаса должны хватать друг дружку за руки и добиться этого нужно наименьшими средствами. Увы, наш режиссёр, по моему мнению, добился хорошего исполнения, но не был достаточно опытным в нужной нам области. К всеобщему огорчению, всё кончилось тем, что мы отстали от графика, из-за того, что нам пришлось переснимать некоторые моменты, чтобы сделать их более страшными в соответствии со сценарием».
Но не всё было так безнадежно. «В жизни всегда бывают счастливые случайности. – замечает Шибан. – Эпизод «Мертвец в воде», снятый Кимом Маннерсом, получился великолепным, он послужил отменным трамплином для «Вендиго» и всех остальных серий. В конечном счёте, «Человек-Крюк» со временем был переснят и перемонтирован, и я весьма горжусь им... хотя я по-прежнему чувствую, что всего потенциала его сценария мы так и не раскрыли».
Другая счастливая случайность, или «Эврика», как назвал этот момент создатель сериала – Эрик Крипке, произошла, когда сценаристы Рон Мильбауэр и Тэрри Хьюз Бартон сказали ему: «А знаете, обрезы стреляют солью».
Крипке: «Это прекрасное сочетание оккультного элемента (соль – традиционное средство, отпугивающее зло) и рабочего подхода к оружию. Для сценаристов я установил правило: набирать среди фольклорных персонажей и городских легенд не только монстров, но все ритуалы, способы уничтожения тварей, используемые в шоу – тоже должны происходить из фольклорных традиций. Нельзя просто выдумать способ убийства монстра, нужно обосновать его. Именно это было важно для меня – поддерживать всю правдоподобность мира».
Для пущего правдоподобия сверхъестественного мира важны также хорошие спецэффекты. С этим согласен ответственный за визуальные эффекты Айвен Хайден, он говорит, что этот эпизод был «Серьезным испытанием. Но я думаю, серия «Человек-Крюк» одна из любимейших серий, в создании которых я участвовал, потому что мне в первый раз пришлось обратить парня в прах без огня. Крюк пугает с помощью простого спецэффекта, воплощенного Рэнди [Шумкив, ответственный за спецэффекты]. В гипс закладывают проволоку, потом выдёргивают её, а впоследствии мы на компьютере убираем проволоку из кадра. Но я думаю, пара «лёгких» спецэффектов, вместе с завершающим выстрелом действительно оживляют Человека-Крюка.
Знаменитое оружие Человека Крюка – не только компьютерная графика, заявил главный реквизитор Крис Купер. «Первая вещь, которую мы сделали для «Человека-Крюка» – именно крюк. Спроектировать с нуля, прикрепить, заставить работать – это было увлекательное испытание».
И, конечно же, крюк издавал звуки. «В этом эпизоде было множество моментов, где мы уделяли внимание музыкальной части, – объясняет композитор Кристофер Леннерц, – знаковая, важная музыкальная тема – одна из задач, которую я решал в серии «Человек-Крюк». Сначала погоня, потом он выскакивает из-за угла, затем исчезает – и тут я убираю музыку. Наступает полная тишина. Всё что вы можете услышать, так это скрииииип возвращающейся нечисти, и тут начинает слетать штукатурка со стены – здесь отсутствует музыкальное сопровождение. Музыки не было, до тех пор, пока не появлялся ОН. Вообще-то, без музыки получилось страшнее. Иногда полная тишина впечатляет куда больше, чем музыка. Поэтому мы стараемся не ставить музыкальные композиции в тех сценах, где они не нужны».
С этим согласен музыкальный редактор Дино Мориано, говоря что «от этого мурашки идут по коже». Он считает, что «музыка нагнетает напряжение». И Дино воистину наслаждался, когда смесь музыки, тишины и скрипа, временами заставляла «подпрыгивать в кресле» Александру Патсавас (ответственную за музыку).
- ДИН: Я сказал ему, что ты дурачок-первокурсник и мы тебя разыграли.
СЭМ: Да, но винтовка…
ДИН: Я сказал, что ты распугивал призраков с помощью каменной соли. Типичный розыгрыш на Хеллоуин.
СЭМ: И он тебе поверил?
ДИН: Ну, ты же похож на дурачка-первокурсника.