Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter!

Оборотень (скин-уокер) Версия для печати

Skin-walker
Оборотень (скин-уокер)

В некоторых легендах североамериканских индейцев оборотнями (скин-уокерами) называют тех, кто обладает способностью превращаться в любое животное по желанию, и кому для этого нужна кожа выбранного существа. Похожие легенды можно найти в разных культурах мира, хотя антропологи часто относят их к шейпшифтерам (перевертышам).

Оборотни племени навахо
йи наалдлушии

Вероятно, лучше всего оборотней такого типа можно представить себе по легендам индейцев племени навахо, там они называются йи наалдлушии (дословно: «впереди идущий на четырех») – одна из разновидностей колдунов навахо (особенно `ánt`įįhnii – чернокнижники, в противоположность `adagąsh – практикующие проклятия, или `azhįtee – насылающие безумие). Название происходит от слова `ánt’įįhnii – путешествующий (реже путешествующая) в обличии зверя. По некоторым данным, это верховный жрец (или жрица), убивший ближайшего родственника и заполучивший таким образом силы и способности оборотня.

`Ánt`įįhnii – человеческое существо со сверхъестественными способностями, приобретенными в результате нарушения культурного табу, в особенности, чтобы набрать силу и превратиться в йи наалдлушии, ступая на путь черной магии. Ими, а следовательно, и оборотнями, могут быть и мужчины, и женщины, но мужчин – гораздо больше. Поэтому считается, что лишь бездетная женщина может стать колдуньей.

Йи наалдлушии, как говорят, могут принимать форму любого животного, в зависимости от своих нужд, но в большинстве случаев превращаются в койота, волка, сову, лису или ворона. Звериное обличие удобно для путешествий и бегства от преследователей, но особенно для навахского аналога черной мессы, извращенного песнопения и основного обряда в чернокнижничестве, используемого для проклятий, а не для исцелений.

Некоторые из индейцев племени навахо верят, что оборотни могут украсть «кожу» или личину человека, посмотрев ему в глаза. Так же говорится, что оборотни боятся света, и в человеческом обличии их глаза светятся по-звериному, а в животной форме этого, наоборот, не происходит.

Оборотней обычно представляют голыми, если они не в обличии зверя. Некоторые индейцы навахо считают, что на самом деле это животные, превращающиеся в человека. Кожа может быть лишь маской, как те шкуры, что используют в магических обрядах.

Поскольку оборотни используют звериные шкуры, то шкуры таких животных, как медведи, койоты, волки и ягуары, носить строжайше запрещено. В основном индейцы племени навахо используют лишь овечьи и оленьи шкуры, причем последние – исключительно для церемоний.

Иногда, хотя и очень неохотно (по понятным причинам), индейцы навахо могут рассказать чужакам  о встречах с оборотнями. О том, что оборотень может попытаться ворваться в жилище и напасть на людей, может барабанить по стенам, стучаться в окна и забираться на крышу, о том, что у окна может стоять странное звероподобное существо и заглядывать внутрь дома, о том, что оборотень может напасть на движущийся автомобиль и спровоцировать аварию. Оборотней описывают как быстрых, вертких, неуловимых существ. Попытки убить оборотня, как правило,  безуспешны. Порой удается его выследить, но след обычно приводит к дому кого-то из знакомых охотника. Как и в европейских легендах, если раненому оборотню удается сбежать, позднее появляется человек с похожими повреждениями. Считается, что если индеец навахо знает, кто скрывается под личиной оборотня, нужно произнести его полное имя и через три дня тот человек заболеет или умрет.

В легенде говорится, что оборотни обладают способностью читать мысли, а также воспроизводить любой человеческий голос и любой звериный рык. Оборотень может говорить голосом родственника или плакать, как младенец, чтобы выманить жертвы из безопасных жилищ.

Оборотни используют амулеты, чтобы запугать жертв и контролировать их. Такие амулеты, заправляемые в духовую трубку, состоят из кусочков человеческих костей, которые незаметно проникают под кожу, и человеческой костной пыли, которая при попадании в организм может вызвать паралич и остановку сердца.

По легендам индейцев навахо, единственный способ наверняка прикончить оборотня – обвалять пули в белом прахе. Зачастую, оружие охотников клинит или выстрелы не производят никакого эффекта.

Оборотни хопи

В культуре древних индейцев хопи однажды проводился ритуал, названный "Церемония Я-Я". Во время церемонии ее участники, используя звериные шкуры, превращались в выбранных животных, приобретая их внешний вид, силу и прочее. Но выяснилось, что вследствие ритуала их глаза поразила болезнь, и церемонию запретили.

История оборотней

Есть несколько легенд о происхождении оборотней. Одна из них достаточно древняя, говорящая, что оборотни стали менять обличья, чтобы выжить под гнетом белых, поскольку превращение делало их сильнее, и солдаты не могли  их заметить бегущими.

По другой легенде, место происхождения оборотней – одна древняя бедная деревушка. По ночам оборотень, надев специальную церемониальную робу, ходил от хижины к хижине и более состоятельные жители оставляли для него что-нибудь у своего хогана. Со временем люди забыли про оборотня и перестали оставлять для него подарки, что привело к возмущениям среди бедняков, которые напали на тех, кто забыл о них. И теперь они – люди, одержимые ненавистью и жаждой мести.

Наконец, есть легенда, говорящая, что оборотни – шаманы. Началось все с того, что индейцы племени лакота нарядились волками для охоты на бизона. Эта традиция перекочевала в племя навахо и прижилась у тамошних шаманов. Однако в этой легенде не упоминается, отчего вдруг оборотни так возненавидели свое племя.

Многие индейцы навахо верят, что племя анасази практиковало колдовство, поэтому руины анасази и их могилы запретны. Считается, что из костей анасази оборотни делают свои амулеты.

Рэймонд Фрайдей Локк в своей «Книге навахо» пишет, что подражание животным началось с того, что охотник использовал голову оленя, чтобы подобраться к животным поближе и убить их. Но у него ничего не получалось, пока боги не смилостивились над ним и не только показали ему, как сделать маску, но и как подражать зверю. То есть ношение шкур оленя и подражание ему начиналось, как охота. Локк так же ссылается на волшбу с использованием животных плясок и сменой обличий в навахской легенде о жене Койота. Думая, что Койота убили, жена взяла его обличие медведя и начала проклинать и умерщвлять убийц мужа при помощи колдовства. Общее между оборотнями и Койотом –  вера людей в то, что они были обманщиками и использовали шкуры койотов.

Источник: wikipedia.org
Перевод — Skyer