Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter!

Веста Версия для печати

Веста

Древнеримская богиня Веста, покровительница домашнего очага, принадлежала к числу самых почитаемых античных богинь. В Греции ее называли Гестией.

Дочь Кроноса и Реи, Гестия является сестрой верховного бога Зевса. Ее руки добивались Аполлон и Посейдон, но Гестия поклялась всегда хранить целомудрие. В знак уважения к воле сестры Зевс велел поклоняться ей как хранительнице семейного мира и благополучия.

В повседневной жизни древних домашний очаг имел огромное значение. На нем приносили жертвы богам, возле него искали помощи и защиты, перед ним приносились клятвы. Это сильно укрепило авторитет Весты-Гестии. Ей, повелительнице священного пламени, приносили дары в начале и конце каждого жертвенного пира, к ней обращали мольбы просящие, она свидетельствовала клятвы и скрепляла договоры. Более того, поскольку государство в те времена воспринималось как большая семья, Весту стали почитать как защитницу государственности. Отправляясь в новые края, люди брали с собой огонь из храма Весты, чтобы богиня распространила свое покровительство на новое поселение.

Огонь в храме Весты горел постоянно. Если ему случалось угаснуть, это считалось недобрым предзнаменованием для всего города. Виновную жрицу подвергали бичеванию, причем исполнял наказание сам верховный жрец-понтифик, а огонь снова разжигали с помощью зеркала, увеличительного стекла или трением. Лишь 1-го марта, в начале нового года, пламя гасили, но тут же зажигали вновь, потирая друг о друга специальные деревянные палочки.

Огонь считался материальным воплощением богини, поэтому сохранилось очень мало изображений Весты-Гестии, ибо как пламя не имеет ни рук, ни ног, ни тела, так и богиня не имеет зримого облика. На немногих сохранившихся изображениях богиня предстает в образе высокой женщины с покрывалом на голове и светильником в руке. Порой рядом с богиней изображают осла, намекая на небезызвестную легенду о том, как осел своим истошным криком переполошил весь Олимп и прогнал нахального Приапа, который намеревался обесчестить спящую богиню.

В Греции за огнем Гестии приглядывали старые девы. В Риме для этого был учрежден орден жриц-весталок, его основание приписывается императору Нуме Помпилию. Сначала жриц было две, позднее их число было увеличено до шести.

Весталок выбирали среди девочек благородного рода от 6 до 10 лет, приятной внешности и без физических недостатков. Весталки приносили обет целомудрия и должны были служить богине 30 лет: 10 лет длилось обучение, следующее 10 лет весталки выполняли свои жреческие обязанности, а последние 10 лет посвящали обучению новых жриц. На вновь избранную весталку надевали длинные белые одежды и покрывало, а ее волосы обрезали и жертвовали богине.

Жрицы Весты пользовались в Древнем Риме огромным влиянием. Их слова не подлежали сомнению и проверке; человека, оскорбившего жрицу, наказывали смертью, даже если он всего лишь из озорства проскользнул под ее носилками, зато жрица могла своей волей даровать жизнь осужденному на смертную казнь. Весталки освобождались от власти отца и самостоятельно распоряжались своими деньгами и немалым имуществом.

Окончив служение, весталка имела право, буде пожелает, выйти замуж. Но такое случалось редко. Во-первых, считалось, что брак с весталкой приносит несчастье. Во-вторых, после замужества весталка теряла свой исключительный статус и становилась обычной матроной, полностью зависящей от мужа, что было ей совершенно невыгодно.

Весталку, нарушившую обет целомудрия до срока (этот проступок назывался «incestus») ждала жестокая кара – ее живьем закапывали в землю. Мужчину, осквернившего непорочность жрицы, забивали плетьми насмерть. Но кто бы осмелился поднять руку на весталку и тем самым навлечь на себя гнев Весты? Поэтому за городом, на так называемом «Поле преступников», для жрицы выкапывали крохотную подземную келью, куда ставили кровать и маленький столик, на котором оставляли зажженный светильник, кусок хлеба и чаши с водой, молоком и маслом. Осужденную приносили на поле в закрытых носилках, завязанных широкими кожаными ремнями. Ни один звук не пробивался сквозь эти плотные занавеси. Люди горестным молчанием провожали печальную процессию, этот день в Риме считался днем скорби. Жрицу опускали в подземную камеру, после чего входное отверстие заваливали камнями и землей. Проходили дни, прежде чем замурованная жрица погибала – от голода, жажды и недостатка воздуха, гасла, как язычок пламени, который она осквернила.

Стоит заметить, что этот жестокий обряд выполнялся нечасто. За 11 веков существования ордена весталок лишь 20 жриц обвиняли в нарушении клятвы, и только 13 из них были осуждены на казнь.

Среди самых известных весталок можно назвать Рею Сильвию, мать близнецов-основателей Рима, которых она, по легенде, родила от бога Марса. За нарушение обета Рею Сильвию после рождения Ромула и Рема замуровали под землей, по другим версиям – бросили в темницу или утопили в Тибре. Но бог реки Тиберий спас красавицу-весталку, и она стала его женой.

Праздники, посвященные богине Весте (весталии), традиционно отмечали летом, 9-го июня. В этот день богине приносили дары – годовалых телок, плоды, зерно, масло и вино.

Орден весталок был расформирован в 391-м году, когда император Феодосий запретил публичное отправление языческих обрядов. Огонь Весты был погашен, храм в Риме закрыт, а жрицы распущены по домам.

Источник: Википедия, Мифологический словарь, Рене Менар «Мифы Древней Греции в искусстве»