Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter!

Это Апокалипсис Версия для печати

Cпойлеры Внимание! Данный материал содержит спойлеры.

На недавно проходившем Комик-Коне представительница «Chicago Tribune» Морин Райан побеседовала с создателем «Сверхъестественного» Эриком Крипке о том, каким видится ему пятый сезон, что ждет в нем братьев Винчестеров и какие неожиданности приготовили авторы сериала для зрителей.

Я знаю, вы не хотите выдавать секретов, но неужели главная цель Люцифера — смерть всех живущих на земле? Или все превратятся в демонов? Или в его сподвижников?

Нет.

А в чём тогда дело?

Его чувства... а мы берём за основу некоторые фрагменты преданий, «Потерянный рай» и всякую прочую всячину, - так вот, главное в нем то, что он любил Бога больше, чем кто-либо другой. История Люцифера такова: он больше всего на свете любил Бога, а потом Бог создал неких безволосых обезьянок, назвал их людьми, и сказал Люциферу: «Вот они — венец моего творения. Я хочу, чтобы ты возлюбил их сильнее, чем ты любишь меня».

И Люцифер ответил: «Они дикие, жестокие, не нравятся они мне. Нет». Это и превратило его в Сатану, за это преступление его отправили в пекло. Вот в чём главный вопрос: за что, собственно, его отправили в ад? И соответствует ли суровость наказания тяжести преступления?

Прежде в саду Эдема было всего два человека, а теперь он вернулся, а здесь уже больше шести миллиардов! И посмотрите, во что они превратили планету. Мы хотим показать его неоднозначной личностью, он считает, что в своём первоначальном виде эта планета была прекрасна. Он видит, что она поистине — венец творения его отца, но эти голые обезьяны не оставили от неё и камня на камне.

И лично я считаю, что он заинтересован в том, чтобы очистить планету от человечества. Порой мы шутим между собой, что если бы Эд Беджли младший был бы психопатом с неограниченными способностями, то он был бы немного похож на Люцифера. В том смысле, что он защитник окружающей среды и ему ненавистно то, что сотворили с планетой. Прежде это был прекрасный цветущий сад, а мы превратили его в выгребную яму, и за это он хочет всех нас наказать.

Так значит, получается: кто не со мной, тот против меня? Соглашайся со мной, и воздастся тебе?

Не думаю, что он хочет хоть кого-нибудь обратить. У него уже есть демоны, он просто работает над воплощением своего плана.

Получается, он считает, что пришло время устроить геноцид для обезьянок?

Пришло время очиститься. Пришло время отправить всю планету в Чистилище.

Как же вы планируете втиснуть в формат вашего шоу, наравне со школьными призраками, кипящие океаны и нападение саранчи?

Да, дело это непростое. Честнее всего будет ответить так: мы как раз сейчас над этим думаем.

Но до сих пор мы как-то находили решение этой проблемы. Даже когда мы делаем отдельную серию, мы находим способ хотя бы мимоходом упомянуть Апокалипсис. Потому что и на самом деле нелегко сегодня иметь дело со спасением мира, а на следующей неделе — всего-навсего с каким-нибудь домом с привидениями.

Да, мне это кажется самым трудным в пятом сезоне: выдержать баланс между Апокалипсисом и обычными еженедельными историями.

Да, но я, знаете ли, не особенно переживаю по этому поводу, потому что в прошлом сезоне у нас была просто эпическая мифология, и всё же мы всегда... Знаете, во-первых, зрители, похоже, прощают нам, если мы немного сворачиваем налево, особенно, если отдельная серия действительно захватывающая, а во-вторых, мы всегда вставляем какой-нибудь соответствующий диалог между братьями. Что-то вроде: «Может нам стоит немного поспасать мир от Апокалипсиса?», а второй ему отвечает: «Ничего не поделаешь, мы потеряли след, так давай спасем хотя бы этих людей».

Персонаж Джима Бивера, Бобби, говорит в первой серии сезона, (если, конечно, эти слова не выкинули из сценария, я уже не помню) но смысл таков: да, они пытаются остановить Апокалипсис, но попутно они пытаются спасти как можно больше людей. И поэтому у нас есть некоторая свобода действий. Например, в четвёртом сезоне был эпизод с пророком Чаком, написанный как отдельная весёлая история, но в конце мы немного привязали его к общей мифологии. Такой прием вполне можно эксплуатировать и дальше.

По-моему, от вас я сегодня слышала, что в вашем шоу будет некий приспешник Люцифера, вышедший из-под контроля и с ним тоже придётся как-то справляться.

Да. У нас есть собственные версии для всего: у нас есть «Сверхъестественная» версия всадников Апокалипсиса, о них будет отдельная серия. Совсем недавно мы придумали собственную версию Антихриста, и о нём тоже будет серия.

Монашки, которые учили меня религии, будут в шоке, что я не знаю такой простой вещи, но разве Люцифер не есть Антихрист?

Люцифер не Антихрист. Люцифер для Антихриста — то же самое, что и Бог для Иисуса, ну, конечно, если вы верите в Иисуса.

Хорошо, я поняла.

Так что у нас есть собственная версия и в этом вопросе, ну, конечно же, мы опять всё вывернули по-своему. В Апокалипсисе хорошо то, что, если почитать Книгу Откровений, то можно найти бесконечное число поистине ужасных монстров, о которых можно делать отдельные серии. И это неисчерпаемый источник идей для новых историй.

«И вышла из дыма саранча на землю»

Именно, и опять же, мы будем делать всё по-своему, потому что мы не можем себе позволить кипящие океаны крови, нам не хватит средств охватить масштаб событий, описанных в Книге Откровений или сам Апокалипсис, но мы придумаем, как выкрутиться.

Что произойдёт, если война придёт в небольшой город, а какой-то ребёнок окажется Антихристом, но он сам об этом не знает — что случится с этим городком? Нам приходится искать свои способы, мы не можем идти напрямик, так что приходится изворачиваться. Кстати, серия с Антихристом — обхохочешься.

Да уж...

Ещё бы. Приходится смотреть на всё с особенной стороны и каким-то образом выворачивать наизнанку.

Похоже, это будет лёгкий сезон, не роковой.

У нас весёлый Апокалипсис. Лёгкий, бесшабашный, весёлый (смеётся).

Ржачный мятеж.

Апокалипсис типа прервёмся - посмеёмся. Но, если серьёзно, я отдаю должное сценаристам. Они стараются найти в нём смешное, а не только ужасное, и поэтому он воспринимается по-другому. Он воспринимается смешным и бесшабашным, потому что либо мы находим в нем хоть что-то смешное, либо нам остаётся только висельный юмор, ведь идёт битва, в которой победы не видать.

Есть и свои героические моменты, знаете, скорее, в стиле Индианы Джонса, когда плюёшь на всё и лезешь в драку, и поступаешь действительно героически, получается ещё и весело. Сарказм, конечно, никуда не денется, так что весёлые будут денечки.

Будут ли простые люди в курсе, что Апокалипсис уже пришёл в их мир? Это тот случай, когда «хватай мешки, вокзал отходит» и беги спасать жизнь?

Мы пытаемся держать всё в секрете, настолько, насколько это возможно.

То есть, большая часть населения не в курсе?

Да, в мире нашего шоу, обычные люди ничего не знают. Наше основное правило, по крайней мере, для шоу — хранить всё, по возможности, в тайне. Так что паники на улицах не ждите. Во-первых, нам это не по карману, а, во-вторых, мир более интересен и страшен, когда ты можешь убедить людей в том, что Апокалипсис уже на соседней улице, а они ещё не знают об этом.

Вот так Лилит свалилась кому-то как снег на голову (в 3 сезоне)

Да, и держала семью в заложниках.

И для них это было ужасно, потому что произошло внезапно.

Да, именно так всё и было задумано. Если бы события происходили явно и открыто, то было бы сложнее придать им ощущение реальности. К счастью для нас, и к несчастью для всего мира, если вы оглянетесь вокруг, и поставите себе цель отыскать признаки Апокалипсиса, то увидите, что они повсюду.

Верно.

Если начнёшь искать такие вещи, как засуху, голод, болезни и войны, то они повсюду, куда ни глянь.

Не знаю, о чём это вы. Я работаю в газете. Наша жизнь - сплошной праздник (смеётся).

Да, верно, и это страшно. И мы этим пользуемся, хорошо это или плохо. В первой серии сезона мы говорим об ураганах, которые появляются там, где их быть не должно, о свином гриппе, о зданиях, которые взрываются тогда, когда не должны...

Да ещё этот мировой финансовый кризис.

Верно, и кто теперь скажет, что Апокалипсис уже не начался? Аж мороз по коже. Я предпочитаю не задумываться об этом.

Да, давайте не будем.

Давайте не будем.

А что уготовано героям? Ведь, что касается Дина, то его назначение...

Всем ясно.

Ясно и понятно, а вот что до Сэма, то ведь это он начал Апокалипсис.

Знаю, от этого не уйти.

Вы не могли бы немного рассказать о Сэме и Дине? Каковы их отношения, они забыли о прошлом и снова охотятся вместе? У вас уже есть план для них?

Конечно, мы уже распланировали основные эмоциональные аспекты сезона. Сэм в этом сезоне первым делом будет искать искупления. Ему многое придётся исправить. А Дину же придётся понять, какова его роль, и, кроме этого, ему понадобится вся сила его характера, чтобы совершать правильные поступки.

История Дина всегда была... да истории их обоих были об одном и том же. Самым важным в шоу всегда было противоречие между свободой воли и судьбой. Если тебе что-то предначертано, то можешь ли ты пойти наперекор судьбе? Если смотреть с точки зрения Сэма, то получается, что его предназначение, как он его понимал и к которому стремился, после воплощения в жизнь привело к концу света. Как можно это искупить?

Итак, у каждого из них своя история. Но я всегда говорил, что наша история о том, как они действуют сообща, наша история не о каждом из них в отдельности, а об узах, называемых братскими. История наша об этой общности. О том, что они действуют как единое целое.

Люди в сети Интернет приходят в ярость и расстраиваются, либо, наоборот, безумно радуются, когда им кажется, что мы больше уделяем внимания одному или другому брату. И у Сэма, и у Дина, у каждого из них есть свои приверженцы. Но я считаю, что они оба совершенно равны, потому что их судьбы переплетены вместе. Для меня это история о том, «Может ли сила семьи преодолеть предназначение и судьбу, и может ли семья спасти мир?»

Если бы у меня была своя концепция мира, не знаю, есть ли она у меня, но если бы была, то она была бы гуманистической, человекоцентричной. В соответствии с ней, самым ценным на свете являются семья и человеческие отношения, только они придают жизни значение. Религии, боги и верования — по мне, все это не так важно, как твой брат. И братом может оказаться член твоей же семьи или товарищ по оружию, всё дело в человеческих взаимоотношениях.

Мифология этого сезона зиждется на Византийских мифах об ангелах и демонах, об их желаниях и их предназначении в этом мире. Но, в основе сезона будет лежать история о двух живых людях, о братьях, показывающих всем этим существам средний палец и заявляющих: «Пошли вы все! Это наша планета! Хотите воевать — найдите себе другую».

Вот это как раз то, что заставляет меня возвращаться к сериалу. Интрига, истории сами по себе приносят удовольствие, но держатся они именно на этом краеугольном камне. Вы не перескакиваете от одного к другому.

Да.

Задумывались ли вы об этом, когда начинали снимать первый сезон? Вы знали о том, что будет спецификой шоу с самого начала?

Нет, совсем нет. Когда мы начинали, то собирались делать еженедельный фильм ужасов о монстрах, о Человеке с крюком и Кровавой Мэри, о городских легендах, а мальчики, честно говоря, были всего лишь мотором, который приводил в движение машину еженедельного ужастика. Ведь именно в то время «Звонок» собрал огромную кассу, и мы были реально настроены принести эстетику фильмов ужасов на телевидение.

И только примерно на пятой или четвёртой серии первого сезона мы с исполнительным продюсером Робертом Сингером, просматривая готовые серии, воскликнули, чуть ли не хором: «Боже, эти парни и их взаимоотношения гораздо интереснее, чем все придуманные нами ужастики».

И после этого мы стали подстраивать нашу историю под эту идею. И, если вы посмотрите первый сезон, то первая его половина состоит из довольно однообразных серий, но выходит на совершенной новый уровень примерно на седьмой или восьмой серии, когда ребята впервые возвращаются домой. Вот именно тогда мы поняли, что просто обязаны использовать то, что лежит прямо перед нами: невероятное взаимопонимание, которое возникло между нашими замечательными актёрами. И как раз об этом наше шоу.

А самое смешное, что когда мы начинали снимать первый сезон, первым делом, чтобы найти идею для серии, мы задавались вопросом: «А кто будет монстром?» А сейчас же мы думаем о нём в самую последнюю очередь.

Теперь мы начинаем с вопроса: «Через что мы заставим пройти Сэма и Дина?» И отвечаем на него: «О, они должны лицом к лицу столкнуться со своим автором и создателем» или «Мы должны посмотреть, как они жили в школьные годы»... Мы выдвигаем самые разные идеи.

Серия про сирену появилась, когда нам захотелось, чтобы они накинулись друг на друга с кулаками, чтобы все их самые потайные мысли вырвались наружу, и чтобы ребята пошли друг против друга. И только потом мы стали придумывать монстра, который помог бы нам в этом.

Иногда у нас вообще нет монстра до самого последнего момента, когда уже придуманы все драматические повороты сюжета.

Вам не кажется, что с приходом Кастиэля в 4-м сезоне, шоу вышло на некий новый уровень?

Кажется.

Как всё происходило? Вы заранее знали, что 4-м сезон станет настолько популярным?

Четвёртый сезон был успешным, я надеюсь, что пятый будет ещё лучше, но четвёртый пока самый лучший из всех. Я надеюсь, что пятый будет так же хорош, если не лучше.

Груз ответственности не давит?

Не давит, надо всего лишь превзойти себя (смеётся). Но четвёртый сезон принёс поистине огромное удовольствие в творческом плане, потому что он был связным, логичным от начала и до конца. От третьего сезона у меня противоречивые чувства. По-моему, мы сделали несколько замечательных серий, но, в общем и целом, у нас были проблемы. Мы брались за разные сюжетные линии и бросали их, да ещё забастовка сократила сезон. Поэтому он меня не так волнует.

Я недавно пересматривала третий сезон. И хочу сказать, что он не был таким захватывающим...

Сюжетная линия не вполне связная.

Верно.

Отдельные серии были чудесны, но они не выстраивались в историю. Я имею в виду, что я люблю все свои серии, но некоторые из них не сработали так, как хотелось. Как-то раз, где-то в промежутке между третьим и четвертым сезоном, я бродил неподалеку от своего дома, и внезапно меня осенило – «Ангелы!». И еще я подумал, что если до сих пор у нас в шоу были плохие парни, то давайте посмотрим, на что же будут похожи хорошие.

Мне кажется, это была удачная мысль. Эта идея вдохновила сценаристов сверх всяких ожиданий: «Вот ключик в ту комнату, куда мы еще не заходили!»

Правильно.

И всем уже поднадоели демоны и хорошо протоптанные дорожки, поэтому, когда мы открыли новый континент с огромным океаном непознанного, все были в совершенном восторге. И идеи полились рекой, у сценаристов просто поднялось настроение и открылось второе дыхание.

Но все было бы тщетно, не приди на собеседование Миша. То как он представляет своего героя, то, как он смотрит на людей как на любопытные создания - это просто что-то потустороннее. Он как пришелец, вы действительно можете почувствовать, что у него не очень много общего с человечеством. Он привнёс всё это в роль, и к нему сразу пришел успех.

Это становится ясно с первых кадров прошлого сезона, но мы просто поверить не могли, насколько он был хорош, обаятелен, и какую глубину придало шоу его присутствие. Приятно было это видеть. И тогда мы сказали себе, отлично, у нас есть замечательная сюжетная линия, мы знаем, что ангелы в конце окажутся плохими парнями, значит, у нас есть туз в рукаве. А потом появился Миша и просто убил всех наповал. Так что в четвёртом сезоне всё сошлось одно к одному самым лучшим способом.

Вы же понимаете, что в пятом сезоне вам придётся ещё выше поднять планку?

Знаю-знаю, он должен быть ещё лучше. Все вокруг только и твердят: «Четвёртый сезон был замечательным, а теперь вам нужно его превзойти». Но в таком случае, мне нужно больше метамфетамина (смеётся).

Прежде вы говорили, что планируете идти по цепочке дьявольской крови, которая заканчивается на Люцифере. Но между третьим и четвёртым сезоном вам неожиданно явились ангелы. Это было что-то новенькое?

Да. Мы следовали своему плану с демонами, но потом появились ангелы, и с нашей стороны глупо было не подумать о них раньше, ведь какие могут быть демоны без ангелов? У нас всегда были проблемы в шоу, потому что мы хотели всего и сразу. Мы хотели «Властелина колец», хотели показать грандиозную битву, но никак не могли этого добиться, потому что у нас были демоны, у нас были свои главные герои, и мы не могли себе позволить массовые побоища.

Но вдруг, ни с того ни с сего, у нас появилась вторая армия, и теперь, когда у нас есть армии демонов и ангелов, они могут сражаться между собой сколько угодно, а показывать это совершенно не обязательно.

Мы хлопнули себя по лбу и сказали: «Ну почему это не пришло нам в голову раньше?» Вот, взгляните, например, на «Звёздные войны». Там армия огромной империи и повстанцы сражаются на бесчисленных планетах, а сюжет рассказывает о деревенском пареньке, принцессе и пирате.

Но у них замечательная история, не показанная в кадре. То же самое во «Властелине колец». Армии и битвы не попали в кадр, это просто рассказ о паре маленьких человечков и волшебнике.

И вот, в конце концов, мы случайно наткнулись на рецепт приготовления нашего шоу: оно о двух бродягах на крутой тачке, но под поверхностью бушуют битвы между ангелами и демонами, грядёт Апокалипсис. А отчетливое видение нашего мира мы обрели тогда, когда появились ангелы — отсутствующее звено, которое мы так долго искали.

Оригинал — Maureen Ryan
Перевод