Спецэффекты в «Сверхъестественном»
В сериале «Сверхъестественное» нет ничего случайного: за каждым кадром и за каждым словом стоят глубокие раздумья, серьезная работа и огромный талант его создателей. Это в полной мере относится и к специальным эффектам.
1. Концепция
«Придумывая монстра, мы почти всегда отталкиваемся от фольклора, а дальше уходим в свободный полет фантазии, - говорит продюсер и сценарист сериала Сара Гэмбл, - мы всегда стараемся придать ему особенные черты, отличающие монстров сериала «Сверхъестественное» от их разновидностей, представленных в книгах или фильмах». При этом создатели сериала стараются сделать так, чтобы спецэффекты гармонично вплетались в сюжетную канву, помогая вести повествование. Монстры должны быть реальными, считают создатели сериала, хотя и признают, что частенько, если того требует драматургия, меняют правила по ходу дела - так появляются невиданные прежде вампиры, необычные демоны. Создатели стремятся с каждым разом сделать лучший, не набивший оскомину, уникальный спецэффект в особом «Сверхъестественном» стиле.
Визуальный язык сериала пришел из старых фильмов ужасов, построенных на том, чего ты НЕ видишь в кадре, на страхах, рожденных твоим собственным воображением. «Если на одинокого человека в слабоосвещенном коридоре вдруг что-то выпрыгивает, то вот такой внезапный испуг все еще заставляет людей вздрагивать в креслах перед телевизором, - делится своим опытом исполнительный продюсер Роберт Сингер. - Но, чтобы получить действенный эффект, нужно создать напряжение, предчувствие надвигающейся опасности».
Для создания нужного настроения при съемках «Сверхъестественного» обычно используются световые фильтры, затеняющие картинку, и смягчающие цвета. Подобный эффект помогает создавать в кадре суровую и жесткую атмосферу. А если вдруг требуется показать, что происходящее совершенно нереально, достаточно просто снять фильтры и вернуть в кадр яркий свет и сочные краски. Так было, например, в серии 2.20. «Несбыточные мечты и сбывшиеся желания», где Дин находился в мире «своей мечты», или в серии 3.10. «Помечтай немного обо мне», где действие происходило в снах, или в серии 4.17. «Эта ужасная жизнь», где братья попали в параллельный мир, созданный ангелом.
Спецэффект может занимать очень мало места на страничке сценария, но требовать много времени и ресурсов на его выполнение. В основном, идеи о внешнем облике монстров идут от создателя сериала и исполнительного продюсера Эрика Крипке и исполнительного продюсера Роберта Сингера. Приходится вести в некотором роде торги с реальностью – что съемочная группа может сделать в рамках расписания съемок телесериала.
«Мы определенно принимаем во внимание бюджет и время, - рассказывает Эрик Крипке, - на самом деле, я думаю, наша команда в Ванкувере, имея достаточно денег и времени, может сделать абсолютно все». Но поскольку реальные условия работы диктуют свои ограничения, создателям сериала приходится быть благоразумными, не требуя невозможного. «В нашем случае, - говорит Эрик Крипке, - чем меньше, тем лучше. Например, преображать в морду монстра не всё лицо целиком. Впечатление гораздо сильнее, если появляется только неестественно широкий рот и нечеловеческие зубы. Или глаза меняют цвет, или проявляется какая-то маленькая деталь грима актера и его игры, от которой исполнение становится необычным, а впечатление от него более пугающим».
2. Процесс
Эффекты, используемые в сериале, делятся на три группы:
- Visual Effects – видеоэффекты, к которым относится создание или изменение изображения с помощью компьютерных средств.
- Make-up Effects – эффекты грима, которые обычно используют, когда есть нечто органическое, живое существо, или существо, которое раньше было живым. Например, для съемок сцен, где у человека перерезано горло, используются накладки на шею актера.
- Special Effects – спецэффекты, которые имеют дело с атмосферой, взрывами, и пролитием крови, когда кожи не видно. Примером реквизита для спецэффекта может служить «карман с кровью» (blood pack), он крепится к одежде и изображает вытекание крови при ранении персонажа.
«С помощью видеоэффектов, - считает координатор видеоэффектов Айвен Хайден, - можно сделать все, что угодно, если есть достаточно времени и денег, а на телевидении обычно нет ни того, ни другого, поэтому мы так сильно полагаемся на спецэффекты и эффекты грима».
«Между эффектами грима, видео- и спецэффектами очень тонкая грань, - замечает координатор эффектов грима Тоби Линдела, - и в сериале много сцен, где одновременно используются они все».
Создание монстра начинается в комнате сценаристов, где и появляются первые идеи о том, как он может выглядеть, и ставится вопрос, как сделать его наиболее страшным? «Мы усаживаемся, и начинаем обсуждать, - рассказывает сценарист сериала Бен Эдлунд. - Пугает ли он? Остаётся ли место для развития персонажей Сэма и Дина?» Сценаристы сериала базируются в Калифорнии, а вся остальная съемочная группа – на севере, в Ванкувере, и общение происходит по e-mail или по телефону. В процессе написания сценария довольно обычными являются телефонные переговоры, например, о том, как будет течь кровь: по маленькой трубке, пропущенной под рубашкой, или придется сделать видеоэффект. Обсуждение подобных вопросов заставляет сценариста взглянуть на свой сценарий с новой точки зрения. «Иногда приходится разобрать сцену и собрать ее заново, чтобы она была визуально мощнее, производила более сильное впечатление», - признается сценарист и продюсер Сара Гэмбл.
В сериале, который каждую неделю показывает новый «ужастик», время рождения на свет нового монстра желательно сократить. Над этим работает, в частности, художественный отдел, который находит информацию о самых разных вещах. Его сотрудники заняты прочесыванием разных сайтов, за что обычно людей увольняют, если застукают в рабочее время. Например, при подготовке серии 3.08. «Очень сверхъестественное Рождество» была сделана подборка на тему «плохой Санта», которая потом появилась на экране, а позднее пригодилась и в работе над другими сюжетами. В интернете есть ресурс, где публикуются снимки жертв различных промышленных катастроф, болезней и тому подобное. Художественный отдел может взять кадр оттуда, и отталкиваться от него в дальнейшей работе. «Сначала мы разрабатываем концепцию, - рассказывает глава художественного отдела Джон Марцинюк, - пробуем изменять размер глаз, длину зубов и все в таком роде. Это зависит от разновидности монстра. Потом мы идем к режиссеру и продюсерам, получаем добро, подключаем Тоби (координатор видеоэффектов), смотрим, что он может сделать, и наконец, собираемся на общую встречу».
На подобных встречах обычно присутствуют: режиссер серии, второй режиссер, координатор видеоэффектов Айвен Хэйден, координатор спецэффектов Рэнди Шумкив, координатор эффектов грима Тоби Линдела, и глава художественного отдела Джон Марцинюк. На встречах обсуждается концепция и нащупывается верное направление. Часто создатель сериала Эрик Крипке или режиссер серии уже имеют четкое представление о том, как должен выглядеть эффект. Главная цель таких встреч - проработать как можно больше деталей, и со стороны специалистов по эффектам, и с точки зрения режиссера. «Допустим, они хотят что-то взорвать, – рассказывает координатор спецэффектов Рэнди Шумкив. - Моя работа состоит в том, чтобы придумать, каким будет взрыв, показать свои задумки режиссеру, и уточнить, что он хочет увидеть, насколько взрыв должен быть крупным и насколько кровавым». Эффект должен подчеркивать, а не затенять основную историю, он должен быть достаточно пугающим и, в то же время, выполнимым. Все эти факторы тщательно взвешиваются прежде, чем подключить к работе координаторов по эффектам.
С момента выхода обсуждения на уровень принятия решения, создание эффекта становится процессом, в котором принимают участие все. Идея начинает эволюционировать и улучшаться. «С моей точки зрения все выглядит так, - рассказывает специалист по эффектам грима Крис Кларк, – сначала Тоби (Линдела) ходит на встречи, где решают, как должен выглядеть эффект, и как он будет сделан. Затем внутри отдела мы обсуждаем, из каких материалов и каким образом создавать конструкции, и как можно что-то улучшить, когда они уже сделаны». Часто получается так, что сначала делается эффект грима, а затем он дорабатывается с помощью компьютерных видеоэффектов. Например, в сцене смерти первой ведьмы в 3.09. «Охота на ведьм» раны, из которых течет кровь, первоначально были сделаны при помощи грима, а потом координатор видеоэффектов Айвен Хайден, получив от исполнительного продюсера и режиссера этой серии Роберта Сингера указания о том, что порезов на каждой руке должно быть три и крови должно быть больше, сделал видеоэффект. В результате на экране раны появляются из ниоткуда. В таких случаях все работают как единое целое, где каждый является частью команды.
«Когда я получаю сценарий, - рассказывает Айвен Хайден, - первым делом я беру маркер и подчеркиваю все места в сценарии, где может быть видеоэффект. Абсолютно все места. А иногда в сценарии так и написано: какой-нибудь навороченный видеоэффект, значит, все оставлено на мое усмотрение». Как признавался Эрик Крипке, было много моментов, когда они звонили Айвену с просьбой подкинуть в серию что-нибудь крутое. И он всегда что-нибудь придумывал. Работа над видеоэффектом начинается с уточнения параметров того, что продюсеры и режиссер хотят увидеть на экране. Затем специалисты по видеоэффектам пытаются установить рамки, понять, как объект может выглядеть, как объект может умереть: будет ли это огненный шар, либо из монстра тихо и мирно вытечет жизненная сила, либо он умрет как-то еще. Важно, чтобы монстры не умирали одинаково. После того, как проблема рассматривается со всех сторон, принимается решение, как делать кадр.
Зрители стали более искушёнными, они ждут от спецэффектов всё больших масштабов, более высокого качества, мощи и скорости, чтобы они подстегивали воображение. И «Сверхъестественное» не разочаровывает.
3. Подробности
Ранение Дина в плечо в 3.12. «На войне, как на войне» (спецэффект)
Представьте себе плоскую пластину с прикрученной к ней трубкой, конец трубки уходит вверх и вправо, пластина крепится к спине, так что трубку из-за плеча не видно. Когда в Дина выстрелили, из трубки вылетела красная субстанция и обрызгала стену камеры.
Смерть Дина на парковке в 3.11. «Заколдованный круг» (спецэффект)
КИМ МАННЕРС (режиссер серии): Я хочу, чтобы выстрел был смертельным. Прямо вот сюда (показывает на сердце), и я хочу, чтобы оттуда продолжала течь кровь.
РЭНДИ ШУМКИВ (координатор спецэффектов): Когда ты говоришь «течь», что ты имеешь в виду?
КИМ МАННЕРС: Фонтанировать и растекаться пятном по его рубашке.
Циркулярная пила в 3.02. «С детьми все в порядке» (эффект грима)
Сцена была снята с применением макета человеческого торса. Когда человек в кадре падал спиной на дисковую пилу, и его прорезало насквозь вдоль позвоночника, то изнутри макета вытекала красная масса.
Вертолет в 2.12. «Ночной Оборотень» (видеоэффект)
Полет вертолета над городом целиком был сделан на компьютере. Сначала отдел видеоэффектов создал первичную компьютерную модель, чтобы показать продюсерам, и уточнить хронометраж сцены. После получения одобрения была сделана базовая модель, где дома были представлены как цветные параллелепипеды, было больше деталей, был добавлен свет и движущиеся машины. Чтобы добавить в виртуальную сцену текстуру зданий, специалисты по видеоэффектам поехали в центр Ванкувера, влезли на крышу здания и стали делать цифровые снимки, которые затем вставили в компьютерную модель. «Пролет вертолета занял пять с половиной недель работы, но это, - объясняет Айвен Хайден, - включая время на согласование с продюсерами, и с учетом того, что мы одновременно работали над тремя сериями».
Превращение фокусника в 3.11. «Заколдованный круг» (видеоэффект)
При обсуждении сцены Айвен Хайден спросил у режиссера серии Кима Маннерса, должны ли у фокусника измениться прическа и костюм, или у него изменится только лицо. Было решено, что у фокусника меняются лицо и прическа, а костюм остается прежним.
Смерти Дина в 3.11. «Заколдованный круг» (видеоэффекты)
На встрече режиссера с координаторами эффектов было решено, что смерти Дина будут видеоэффектами. В кадрах, где Дина сбивает машина, или где на него падает тяжелый предмет, должно быть видно его лицо.
«Каким бы приятным парнем не был Дженсен, - говорит Айвен Хайден, - вряд ли он позволил бы нам сбить себя машиной». Поэтому специалисты по видеоэффектам создали виртуального Дина.
Подменыши в 3.02. «С детьми все в порядке» (видеоэффект)
Сара Гэмбл, написавшая сценарий этой серии, связывает появление идеи о подменышах с рождением ребенка у создателя сериала Эрика Крипке. Оно натолкнуло их на размышления о том, что пугающего может быть в детях. «Подменыши в традиционном фольклоре – это совсем маленькие детки, - говорит Эрик Крипке, - не такие взрослые, как у нас, но даже в «Сверхъестественном» мы не смогли бы показать малыша, взрывающегося в огне, эту грань мы не будем переходить. Поэтому мы сделали их постарше». Процесс начался с того, что художественный отдел создал рисунки и передал их в отдел видеоэффектов. Специалисты по видеоэффектам, нацеленные на создание страшного, похожего на пиявку, сосущего кровь создания, сделали подменышам большое круглое ротовое отверстие, полное маленьких движущихся зубов, расположенных по кругу. В фольклоре подменыши – маленькие дети, родительская, материнская любовь не позволяет матерям увидеть опасность, когда подменыши питаются ими. Придумывая внешность, специалисты по видеоэффектам исходили из того, что подменыши эволюционировали, чтобы немного походить на людей. Их лицо плоское, нос втягивается, чтобы было удобнее питаться. После того как на компьютере обработали лица маленьких невинных детей, сделали этот рот, и тёмные провалы вместо глаз, подменыши получились действительно мерзкого вида.
Вампирские зубы (эффект грима)
Идея двойного ряда зубов у вампиров принадлежит создателю сериала и исполнительному продюсеру Эрику Крипке. «Когда мы создавали вампиров, - говорит сценарист и продюссер Сара Гэмбл, - мы думали о них как об акулах. Жадных до крови акулах». Мы привыкли видеть у вампиров выдвигающиеся клыки, но в «Сверхъестественном» все иначе. Здесь вампиры имеют второй набор зубов - они длинные и конусообразные и выдвигаются из десен поверх обычных зубов. Если нажать на десну в определенном месте, то выдвигается вампирский зуб. Как коготь у кошки. Ничего подобного раньше не было.
Для съемок используются накладные челюсти с вампирскими зубами, которые надевают актеры, играющие вампиров.
Голова Гордона в 3.07 «Свежая кровь» (эффект грима и видеоэффект)
Для сцены, в которой Сэм отрывает голову вампиру Гордону колючей проволокой, отдел эффектов грима сделал пластиковую проволоку с емкостями «крови», прикрепленными изнутри. При контакте с шеей от давления емкости прорывались, и «кровь» вытекала. Демонстрация эффекта с такой пластиковой проволокой выглядит довольно жутко даже при ярком свете, и даже если «жертва» улыбается во весь рот.
Когда отрезанная голова Гордона оказывалась на земле, ее губы двигались, и веки чуть подрагивали. Сначала был снят кадр с лежащей на земле головой. Естественно, в этот момент голова была прикреплена к телу. А затем специалисты по видеоэффектам убрали из кадра тело. Они сделали рваную линию обреза на шее (плюс оставили торчать сантиметров пять позвоночного столба), и заставили двигаться губы. На то, чтобы сделать этот кадр, потребовался один день.
Адские псы в 2.08. «Блюз о Перекрёстке» (спецэффект и эффект грима)
Сцена, где адские псы рвут женщину в гостиничном номере, была командной работой. Отдел спецэффектов сделал так, чтобы рвались ее брюки, отдел эффектов грима наложил на ноги следы порезов.
Корабль-призрак в 3.06.«Алая заря» (видеоэффект)
«Сначала мы планировали сразу показать корабль целиком, - рассказывает Айвен Хайден, - но, когда сделали, поняли, что если растянуть его появление, эффект будет более устрашающим». В результате в начале серии, когда девушка останавливается, чтобы попить, и поднимает голову, она видит только мачты за деревьями. Несколько кадров только мачты. Потом нос парусника медленно выплывает из-за деревьев. Сверкает молния, корабль исчезает. Потом видна широкая панорама залива, опять сверкает молния, корабля нет. Это заставляет сомневаться, а видела ли девушка корабль на самом деле.
Этапы создания:
- исходный кадр (правая половина затылка женщины, голубая вода, голубое небо, темно-голубые силуэты гор вдали, темно-синий силуэт леса)
- вырезано изображение женщины
- коррекция цвета
- вода, лес и небо нарезаны на несколько квадратов
- вода и небо закрашены в черный
- все черное
- построено изображение серо-черных облаков
- раскрашены небо и звезды
- добавлена молния
- построено изображение воды
- построено изображение трехмерного парусника
- построено изображение белого дыма, которым окутан силуэт парусника
- доработаны цвета и прозрачность
- картинка приведена в нужный формат для включения в серию
- Результат.
Дым – демоны (видеоэффект)
«В серии первого сезона (1.04.) «Призрачный Странник, - рассказывает Эрик Крипке, - мы с Бобом Сингером (режиссером серии) приняли решение, что у них будут черные глазницы, что демоны будут черным дымом, который забивается в глотку человека. Идея была вызвана не мыслями о том, какой должна быть мифология, а нуждами конкретной серии. А потом черный дым во многом стал визитной карточкой сериала». C течением времени дым изменился. Если в первом сезоне это был жидкий дым, состоящий будто бы из множества черных точек, то позднее, например, в 2.14. «Рожденный под дурным знаком», он приобрел густую и плотную фактуру, а 3.12. «На войне, как на войне» приобрел отблески цвета, играющие множеством оттенков.
Для реализации движущегося дыма на экране используются сложные программы трехмерной движущейся симуляции, которые учитывают турбулентность и позволяют моделировать обтекание облаком дыма неподвижных объектов, вроде машин или домов. «Мы пытались заимствовать из окружающего мира способы, при помощи которых движутся змеи или плавают акулы, - рассказывает Айвен Хайден, - мы оживили наш дым, мы заставили его двигаться как змея. Это с одной стороны навевает мысли о Библейском Змее, а также дает нам инструмент, чтобы конструировать движения дыма, придает нашему неодушевленному компьютерному симулятору разум хищника. В третьем сезоне у нас появился новый набор задач, у нас теперь тысячи отдельных змей, которые вместе образуют огромное движущееся облако».
В качестве эпилога к нашему рассказу можно привести слова Айвена Хайдена: «Наш сериал не об огромных монстрах, что вылезают из тела человека, а о том, что сверхъестественные силы рядом с нами. Они стремительно проносятся мимо и исчезают за углом, пока ты пытаешься осознать, что же ты видел».
Источники:
- DVD Третий сезон. Дополнительные материалы: От легенд к действительности – «Сверхъестественные» спецэффекты.
- Айвен Хайден (рассказ о вертолете)
- Эксклюзивное интервью с продюсером Робертом Сингером
- Интервью с Айвеном Хайденом