Убийственная обстановочка
Создавая всевозможные вещи, начиная от объявлений «Разыскиваются», оружия и до потрясающих номеров в мотелях, исполнительный художник Джерри Ванек со своей командой придали особый лоск «Сверхъестественному». Наш журнал побеседовал с Ванеком и компанией о создании убийственных образов.
Возьми любой из эпизодов «Сверхъестественного», и никогда не знаешь заранее, какая сцена будет сниматься в студии, а какая на местности. Вот, к примеру, грандиознейшая, апокалиптическая сцена финала второго сезона «И преисподняя раскрыла пасть свою, часть 2». Сколько вы поставите на то, что эта сцена была снята на реальном кладбище? Мы видели, как создавались декорации для сцены, и всё равно, когда впервые увидели серию, забыли, что сцена была снята на студии. Сцена была сделана замечательно и является отражением высокого качества работы исполнительного художника и всей художественной группы.
Конечно, стоит упомянуть, что огромный вклад в создание разнообразия декораций внесли такие подразделения как группа квартирьеров, группа реквизиторов, декораторов, маляров, а также строительная бригада и бригада озеленителей, но почти всегда все работы начинаются с разработки дизайна под руководством главного художника. Для иллюстрации нашей статьи мы воспользовались примерами использования творческого потенциала художественной группы, предоставленными главным художником Джерри Ванеком, художником Джоном Марцинюком, его помощниками Робертом Лидером и Лиз Голдвин, графическим дизайнером Ли-Энн Элашук и Мэри-Энн Лью, а также координатором группы Сьюзи ЛеВогье.
Одной из целей главного художника является необходимость придать шоу уникальный, но в то же время отчётливый, узнаваемый образ. «С самого начала мы пытались создать пугающий стиль, - вспоминает Ванек, - мы начали со зловещих мест, вроде тёмного шкафа со спрятавшимся бугименом, куда людям не хочется соваться, а позднее мы расширили рамки, и стали показывать, что опасно теперь повсюду, вплоть до милейшего домика в пригороде. Мы вытащили наших монстров из полумрака жутковатых мест, приводящих в ужас любого, и закинули в безопасное благополучие вашего собственного дома. В четвёртом сезоне мы расширили палитру, усиливая впечатление того, что где бы ты ни находился, ты можешь подвергнуться нападению призрака, демона или какого-нибудь другого существа...»
Когда смотришь шоу, становится ясно, что художественная группа делает свое дело с удовольствием. «Больше всего в моей работе мне нравится тот факт, что Эрик Крипке (создатель шоу), Боб Сингер (исполнительный продюсер), Ким Маннерс и Фил Сгричча (второй исполнительный продюсер) всегда были очень приятными для сотрудничества людьми. Частенько бывает так, что тебя нанимают для подобной работы и втискивают в такие рамки, что ты не можешь ступить и шагу в сторону. Но Эрику и его команде всегда интересно твоё мнение и отношение. Они видят, то, что мы, как художественная группа, привносим в общее дело, и дают нам достаточную свободу действий».
«Я управляю своим отделением таким же образом. Мне очень повезло заполучить Джона Марцинюка в качестве художника. Мне достаётся самая лёгкая работа — выдавать глупые идеи, а Джон доводит их до ума. Джон, Мэри-Энн, Ли-Энн, Роберт, Лиз, Сьюзи и наша ассистентка Надин Мозер вносят большой вклад и у них отличное чувство юмора. Я хочу, чтобы все были задействованы в творческом процессе и горжусь тем, что они делают. Моя жизненная позиция такова: я думаю, что плохих идей не бывает, просто некоторые идеи нужно обтесать, отбросив лишнее. У нас чрезвычайно широкие взгляды и именно так мы сохраняем свежесть восприятия».
Вероятно, самым заметным результатом предоставляемой художникам свободы являются темы оформления комнат мотелей, которые появляются практически в каждой серии.
«Все прекрасно осведомлены о художественном оформлении наших мотелей, - заявляет Ванек, - мы постоянно торчим в безумно маленьких городишках, а если ты путешествуешь через деревушки Северной Америки, то непременно наткнёшься на дома странного вида. Открываешь дверь мотеля и никогда не знаешь, что ждёт тебя за ней. И мы помещаем за этими дверями всё, что только может прийти в голову. Я большой поклонник причудливого дизайна и причудливых мотелей, поэтому, когда во второй серии мы сделали комнату мотеля, и даже мне показалось, что мы зашли слишком далеко, я присел в уголке и стал ждать прихода всей съёмочной команды. Я наблюдал, как Джаред и Дженсен вошли в комнату.... и никакой реакции. Никакой. Я подумал, что стоит поднять планку. В первом сезоне кто-то пытался пробить договор с сетью мотелей «Мотель 6», чтобы в каждой серии был мотель из этой сети. Я сказал: «Ребята, вы вырываете сердце у шоу. Не делайте этого. Мне всё равно, что вы там выиграете в финансовом плане, это того не стоит, потому что у вас есть великолепная возможность привнести американский китч, который станет визитной карточкой шоу». Наши парни в каждой серии бывают в одном, а то и в двух мотелях, нам просто необходимо придать месту нужный смысл. А уж как это интересно!»
«Я люблю работать с мотелями, - с энтузиазмом говорит Элашук, - Джерри всегда выдаёт классные идеи для работы. Например, во втором сезоне у нас был мотель из серии мотелей для дальнобойщиков, мы сделали портрет девушки из брызговика на перегородке, а также брелок для ключа с фигуркой девушки, вырезанной из чёрного брызговика». Ванек сказал, что это один из его любимых мотелей. «Мотель в стиле диско (в серии «Происхождение») принёс много веселья, - добавил он, - потому что режиссёром был Фил Сгричча, а мы превзошли самих себя. Когда ребята вошли в комнату, они просто остановились. Обычно они заходят в комнату и занимаются своими делами, но в тот раз Фил разрешил им сделать паузу. Они оглянулись вокруг, хмыкнули, пожали плечами и продолжили свои дела».
Одним из дополнительных штрихов к каждой комнате являются почтовые открытки. «Для каждого мотеля мы делаем свои почтовые открытки, - подтверждает Элашук, - например, если мы в рыбацком домике в Миссури, то на открытку я обязательно добавлю магазин рыбацкого снаряжения, рекламу тура по пещерам и адрес таксидермиста. Некоторые сделаны с насмешкой как, например, в Колорадо мы сделали кое-что о Джоне Денвере и песне «Rocky Mountine High». Я сделал открытку, на которой вы должны найти всех Джонов Денверов. Подобные мелкие штришки с местным привкусом добавляют шоу ещё один тоненький слой».
Иногда наши мотельные номера не имеют заметной темы, как, например, в серии «Свежая кровь». «В той комнате был убийственный для ребят пол», - отмечает Марцинюк. Он был исполнительным дизайнером первых семи серий третьего сезона, пока Ванек работал над другим проектом, и он оправданно гордится той комнатой. «Я думаю, что она выглядела великолепно. Мотель был вдали от проторенных дорог, они могли быть единственными постояльцами той ночью. В нём проходила сцена хладнокровного допроса, так что мы попытались сохранить атмосферу не слишком дружественной. Проходя по этой комнате, ты сразу проникаешься ощущением, что в этом месте обязательно случится что-то нехорошее».
В противоположность той комнате, для серии «Непруха в Блэк Роке» комнату, в которой Дин оставил Сэма одного, Марцинюк создал с интерьером милого мотеля, в котором ничего плохого не может случится... и это впечатление оставалось до тех пор, пока что-то плохое не произошло. «Мы использовали метафору, что Сэм находится в пузыре, готовом лопнуть в любой момент, поэтому выбрали такие детали как экран круглой формы. Там были конфеты на подушках, аккуратные рулоны туалетной бумаги, сверкающие чистотой стаканы... Конечно, пузырь лопнул, разгорелось пламя, и Сэм попался. Эта комната одна из моих любимейших!»
«Другим каноном «Сверхъестественного», тем, что вносит поистине американский дух в сериал, являются кафе-столовые», - комментирует Ванек. Как и с созданием почтовых открыток для номеров мотелей, при разработке графического дизайна меню столовых тоже получаешь кучу удовольствия». «Если в вашем автоматическом словаре проверки орфографии нет слова «Яйца по-бенедиктински, - рассказывает Элашук, - то он пытается заменить слово по-бенедиктински словами типа «по-бандитски» или другими смешными фразочками, так что все карты меню сделаны по-разному. Актёрам массовки, которые сидят за столами, приходится читать поистине причудливые меню. И, конечно же, мы всегда вставляем имена в названия блюд. Например: «Чилли Боба».
«Америка имеет свой специфический облик, - отмечает Элашук, - мы всегда стараемся донести его через наше шоу. Джерри — американец, он досконально знает, как выглядит сельская Америка. Я разговаривал с некоторыми поклонниками сериала, которые были в полной уверенности, что «Сверхъестественное» снимается на среднем западе США, а когда они узнали, что на самом деле оно снимается в Ванкувере, у них произошёл взрыв мозга».
«Мы должны создать достоверную окружающую обстановку для наших актёров», - говорит Ванек. «Джаред и Дженсен приветствуют наши усилия по приведению площадки в такой вид, когда они сами верят, что находятся в склепе, подземной темнице, и так далее. Вот для этого мы и живём».
Одним из подводных камней при создании таких чудесных декораций является то, что вы ни за что на свете не сможете показать их в фильме целиком. «Практически в каждой серии есть вещи, созданные мною с любовью и не попавшие на экран. - Признаётся Ванек. - Я больше уже не отсматриваю рабочие материалы. Может быть, взгляну разок, но не смотрю основательно, потому что не хочу знать, чего именно вы не увидите. Раньше, в начале своей карьеры, я смотрел шоу, которыми поистине гордился и сокрушался: «О Боже, они не увидели того» или «Они не увидели этого». Я не хочу брать в голову такие вещи, чтобы мне не приходили мысли вроде такой: «А, этого всё равно никто не увидит, может не стоит особенно и стараться?» Как только ты так поступишь, обязательно в фокус попадёт тот самый недоделанный уголок, и ты будешь чувствовать себя идиотом. По-моему, если вы дизайнер и относитесь к делу иначе, то вы, скорее всего, выбрали неверную профессию».
«Однажды мы с командой сделали великолепный космический корабль для режиссёра Джона Ву, который снимал фильм «Затерянный в космосе». Он снял весь корабль до мельчайших деталей, обойдя его панорамной съёмкой по всему периметру. Кадры получились очень красивые. Я сказал: «Джон, спасибо тебе большое». А он ответил: «Ну, ты поработал на славу. А моя задача — показать твою работу». Я чуть в слёзы не ударился. Для меня, как для художника, это многое значит, но бывают и противоположные ситуации. Мне представилась возможность показать целиком новую вселенную, в которой страшно не то, что видно, а как раз то, чего не видишь, в которой всегда есть тёмные углы и существа, притаившиеся в полумраке. Когда мы только начинали, я принял такую позицию: ты не можешь пренебрегать тем, что зрители не увидят, особенно, учитывая усилия и количество затраченного времени».
«Мы знаем, что у нас огромное количество дотошных фанатов, которые любят обращать внимание на такие мелочи, - отмечает Элашук, - даже несмотря на то, что на экране не видно всех мельчайших деталей, они там есть, и наша команда и актёры знают, что они там, и у актёров создаётся подходящее для эпизода настроение. Мы пытаемся сделать всё правильно до последней мелочи, и нам эта работа доставляет массу удовольствия».
Другим поводом для развлечений художественной группы является возможность использования имён друзей и коллег, а так же и своих собственных на всём, начиная с визиток и заканчивая листовками «Разыскивается». «Совершенно верно, - подтверждает Элашук, - мы всё время так делаем. Самые остроглазые фаны, наверняка, замечают повторение имён. Я был врачом, писателем, моё имя было на сертификатах, в колонках новостей, и ещё на множестве различных вещей. Я не люблю использовать своё имя в надписях на могильных камнях, некрологах, на больничных карточках пациентов и на ярлычках покойников в морге. Я считаю это плохой приметой». Забавно, но некоторым это нравится, они просят: «Напиши моё имя на бирке в морге!» Я помещаю имена друзей на могильных камнях, только потому, что они меня просят!» Фанаты заметили, что в первом сезоне мы поместили на автомобильном номере «The Krip» в серии «Происхождение», а теперь, в четвёртом сезоне, художественная группа сделала ещё одну памятную надпись для нашего создателя, Эрика Крипке. «На металлической двери в убежище Бобби мы выбили название сталелитейной компании дедушки Эрика», - выдал секрет Ванек. «Эрику было приятно».
Элашук любит, когда фаны замечают подобные мелочи. «Скажите фанам, чтобы искали такие детальки, - инструктирует нас она, - потому что мы специально для них делаем подобные вещи. Развлекайтесь, разыскивая намёки, как, например, в серии «Непруха в Блэк Роке» мы раскидали намёки на кроличью лапку практически по всей серии. Всегда ищите подобные мелочи, потому что они там есть — мы создаём их в нашей художественной группе».
«Мне нравятся различные штришки, вроде знака «Не охотиться» в начале серии «Родня», когда Сэм и Дин отдыхают в Импале, - замечает Марцинюк, - тонкая ирония».
«Я верю, что наше шоу именно этим выгодно отличается. Мы создаём чудесные произведения искусства, которые будут оставаться с вами так долго, пока у вас есть диски с нашим шоу».
Бар у дороги (закусочная Харвеллов)
«Мы хотели, чтобы он выглядел так, как будто стоял там всегда, - рассказывает Элашук, - поэтому мы наклеили в несколько слоёв фотографии, открытки, спичечные коробки, в щели запихали разный хлам, а на стенах понаписали телефонные номера. Было весело надписывать почтовые открытки Харвеллам и делать для них настоящие почтовые штампы и марки. Охотники могли бы писать на открытках что-то вроде: «Отлично провели время в Великом Каньоне, собираемся пообламывать клыки местным вампирам». Я также делал открытки от недовольных посетителей, побывавших у Харвеллов: «Ваше обслуживание ужасно! У вас работают грубияны». Они тоже висели на стенах».
«Ужастики»
«Ужастики» делать было очень весело, - заявляет Марцинюк, - я всегда считал, что моё образование в нашей индустрии ближе к классической художественной школе, в которой все вещи создаются традиционным способом, без привлечения цифровых технологий. Та серия позволяла нам обратиться к образу фильмов 30-х и 40-х годов. В те времена создавались фантастические декорации. Наше подземелье, в конце концов, оказалось данью уважения множеству фильмов о Франкенштейне тех времён. Даже внешний вид титров наш графический дизайнер Мэри-Энн Лью сделала в соответствии с тем периодом».