Stevie Ray Vaughan
Фирменный техасский блюз Стиви Рэя Воэна (Stevie Ray Vaughan), с его неповторимыми пиротехническими эффектами, и в не меньшей мере тот примечательный факт, что Стиви был белым музыкантом, на редкость тонко чувствующим "черный" блюз, принесли ему огромную популярность среди поклонников этого стиля. Когда разбился вертолет, который должен был доставить его в следующую точку гастрольного тура, Воену было всего 35 лет. Трагический финал такой яркой жизненной истории, породил целую мифологию, окутывающую личность музыканта. Ведя свою творческую генеалогию, с одной стороны, от легендарных блюзменов Альберта Кинга (Albert King), Отиса Раша (Otis Rush), Мадди Уотерса (Muddy Waters), с другой - от непревзойденных рок-исполнителей Джими Хендрикса (Jimi Hendrix) и Лонни Мака (Lonnie Mack), он одному ему известным уникальным образом заполнил брешь между блюзом и рок-н-роллом. Воэн познакомил с лучшими образцами блюза несколько поколений молодых меломанов, оживил выдохшиеся блюзовые формы и проложил дорожку для триумфального возвращения к слушателям многих полузабытых мэтров жанра, которые в свое время дарили ему вдохновение на его абсолютно нетипичном пути.
Родину, как и родителей, не выбирают, но если бы Воэну предложили самому сделать выбор, наверняка он не променял бы Техас ни на одно другое место на земле. Здесь 3 октября 1954 года он появился на свет, здесь - в большом и шумном Далласе - прошло его детство и юность. С музыкой он знакомился по пластинкам своего старшего брата Джимми, в коллекции которого самыми интересными были, конечно, записи Хендрикса, Лонни Мака и Бадди Гая (Buddy Guy). Еще один способ разобраться в музыке - играть самому, чем Стиви и занялся уже в семилетнем возрасте, когда впервые взял в руки гитару. И с тех пор почти никогда с ней не расставался. Он дебютировал на публике задолго до окончания школы, играя в местных рок-группах, которым время от времени удавалось подрабатывать в клубах и кафе. К 17 годам он уже твердо знал, чему готов посвятить свою жизнь, поэтому ушел из школы, чтобы всерьез заняться музыкальной карьерой.
Первым шагом к будущим музыкальным вершинам стала группа Cobras, обитавшая в Остине в первой половине 70-х и активно участвовавшая в ночной клубной жизни города. В 1975 году команда распалась, и Воэн собрал новый коллектив Triple Threat. Коллегами Стиви оказались басист Джеки Ньюхаус (Jackie Newhouse), барабанщик Крис Лейтон (Chris Layton) и вокалистка Лу Энн Бартон (Lou Ann Barton). Нескольких лет более или менее кочевой жизни по техасским городам и пригородам хватило Лу Энн, чтобы понять, что такое существование ей не по нутру. После ее ухода в 1978 году трое оставшихся музыкантов решили продолжать без нее, изменив название на Double Trouble (так называлась одна из песен Отиса Раша). Обязанности вокалиста взял на себя Стиви Рэй Воэн.
К концу 70-х, изъездив Техас вдоль и поперек, Double Trouble во главе с Воэном превратились в одну из самых популярных блюзовых команд штата. В 1980 году в коллектив пришел новый бас-гитарист Томми Шеннон (Tommy Shannon), который вместе с Лейтоном будет сопровождать Воэна до последнего дня. В 1982 году группа получила приглашение на фестиваль в Монтре, и их впечатляющий сет привлек внимание Дэвида Боуи (David Bowie) и Джексона Брауна (Jackson Browne). Они не просто проявили к молодым музыкантам ни к чему не обязывающий интерес, но и сделали ряд серьезных предложений. Боуи пригласил Воэна поучаствовать в записи его нового студийного альбома. А Браун пообещал бесплатно предоставить свою студию звукозаписи в Лос-Анджелесе для подготовки демо-материалов. Оба предложения были с благодарностью приняты.
Стиви Рэй записал партии лид-гитары для лонг-плея Дэвида Боуи "Let's Dance", который вышел в конце 1982 года. А через несколько месяцев Джон Хаммонд (John Hammond) предложил Воэну и его команде Double Trouble контракт с рекорд-лейблом Epic. Дебютный альбом музыканты записали в самые сжатые сроки, меньше чем за неделю, все в той же лос-анжелесской студии Брауна Downtown. Все представленные на альбоме композиции Воэн играл уже сотни раз, прекрасно чувствуя каждую ноту и зная, как заставить их звучать максимально эффектно. Первая пластинка Стиви Рэя Воэна и компании "Texas Flood" появилась летом 1983 года. К этому времени его персона уже пользовалась повышенным вниманием в музыкальных кругах, вызванным его игрой на альбоме Боуи "Let's Dance". Диск "Texas Flood" только подлил масла в огонь. Это был блюзовый блокбастер, высоко оцененный как в блюзовых, так и в рок-изданиях. Энергичные треки, представленные на "Texas Flood", мало-помалу просочились на рок-радиостанции, а альбом отметился в Тор 40 и провел в чартах полгода. "Трудно переоценить значение этого альбома для всей блюзовой сцены, - писала пресса. - В то время как блюз давно уже вышел из моды, появился музыкант, который, не скрывая своих влияний, вдохнул новую жизнь в этот, казалось бы, исхоженный вдоль и поперек жанр".
В разгар гастрольной поры Дэвид Боуи предложил Воэну место лид-гитариста в своей бэк-группе на период грандиозного тура по стадионам. Но Воэн предпочел устроить собственный тур вместе с музыкантами Double Trouble. Гастроли в поддержку "Texas Flood" прошли очень неплохо и подарили музыкантам массу новых впечатлений, отразившихся в их новых студийных записях. Второй альбом "Couldn't Stand the Weather" был готов в мае 1984 года. Он оказался поуспешнее своего предшественника, получив через год после релиза золотой сертификат. В 1985 году в составе Double Trouble появился клавишник Рис Вайнэнс (Reese Wynans), с которым проходила запись третьей пластинки "Soul to Soul". Она вышла летом 85 года и поднялась на 34 строчку американского чарта.
Закулисная жизнь музыканта протекала далеко не так радужно, как могло показаться со стороны. В то время как после многолетнего медленного восхождения к вершинам популярности карьера Воэна стремительно понеслась вверх, в его жизни все больше места занимали алкоголь и наркотики. Состояние его здоровья уже давно внушало опасения, но он не давал себе ни малейшей передышки, работая на износ. В октябре 1986 года он закончил подготовку концертного альбома "Live Alive", а в самом начале 87-го отправился в многомесячный изматывающий тур по Соединенным Штатам. И только после гастролей у него нашлось время, чтобы пройти курс лечения. Восстановление заняло не один месяц, так что до конца 1987 года Стиви Рэй Воэн и Double Trouble свели свою активность к минимуму.
В 1988 году гитарист постепенно возвращается в строй, отыграв серию концертов как сольно, так и вместе с Double Trouble. В числе наиболее интересных выступлений - сет на джазовом фестивале в Новом Орлеане (New Orleans Jazz & Heritage Festival). Параллельно Воэн заканчивал подготовку четвертого лонг-плея "In Step", который увидел свет в июне 1989 года. Если раньше главным оружием музыканта было его исполнительское мастерство, а композиторские идеи оставляли желать лучшего, то теперь он предстал зрелым и своеобразным автором. Воэн заговорил своим неповторимым голосом, искренним и эмоциональным, не стесненным рамками стандартных ходов, свободно лавирующим между блюзом, соулом и рок-н-роллом. Карьера гитариста достигла кульминации: альбом получил массу похвальных отзывав в прессе, поднялся на 33 позицию поп-чарта, получил золотой статус уже через полгода после издания. И плюс ко всему "In Step" на церемонии вручения Grammy был назван лучшей блюзовой записью года.
Весной 1990 года Стиви Рэй Воэн записал альбом со своим братом Джимми, который тоже стал профессиональным музыкантом. Диск должен был выйти осенью. В августе 1990 года Double Trouble во главе с Воэном отправились в новый американский тур. Кульминационное шоу гастролей состоялось 26 августа в штате Висконсин. Под занавес публике подарили феерическое зрелище - захватывающий джем с участием гитарных асов Эрика Клэптона (Eric Clapton), Бадди Гая (Buddy Guy), Джимми Воэна (Jimmie Vaughan) и Роберта Крея (Robert Cray). После концерта Стив Рэй Воэн сел в вертолет, который должен был доставить его в Чикаго. Буквально через несколько минут после взлета вертолет потерпел аварию, унеся жизни 35-летнего музыканта и четырех других пассажиров.
"Family Style" - так назывался альбом братьев Воэнов, который вышел в октябре 1990 года и стартовал в чартах сразу под #7. С этого релиза началась серия посмертных переизданий альбомов Стива Рэя Воэна, публикаций редких и неизданных материалов, которые всегда находили своего слушателя. В 1991 году Джимми Воэн подготовил компиляцию студийных записей Стиви, не вошедших ни в один альбом, "The Sky Is Crying". Релиз пользовался завидной популярностью: он стартовал в первой десятке поп-чарта и через три месяца стал платиновым. "The Sky Is Crying", включавший интересный инструментальный кавер песни "Little Wing" Джими Хендрикса, был удостоен Grammy как лучший блюзовый альбом.
В 95-м появилась первая официальная компиляция лучших хитов "Greatest Hits". Еще один успешный релиз - "Live at Carnegie Hall" - появился в 1997 году и возглавил блюзовый чарт США. В основу диска легли концертные материалы 1984 года, записанные во время тура в поддержку второго альбома "Couldn't Stand the Weather". Уникальность шоу в Карнеги Холле в том, что тогда Double Trouble в первый и последний раз выступали в сопровождении духовой секции Roomful of Blues.
В 1999 году все номерные альбомы Воэна и его команды, пройдя ремастеринг, были полностью переизданы. А вскоре вышел и второй сборник лучших хитов.
Виктория Горпинко http://music.com.ua