Yardbirds
The Yardbirds входит в круг артистов, повлиявших на мировую рок-культуру. На первом этапе существования ансамбль был полностью под влиянием блюза и исполнял его с сильным звучанием бит-музыки. Группу нужно внести в пантеон блюзовых исполнителей Британии и по следующей причине: в ней работали Эрик Клептон, Джефф Бек и Джимми Пейдж, гитаристы, каждый по-своему – как в группе, так и за ее пределами впоследствии – сделавшие новаторский вклад в развитие блюза.
Историческое значение The Yardbirds и в том, что она открыла вместе с Rolling Stones и Animals блюз для Америки, представив его в переработанном на собственный манер варианте в период так называемого «британского вторжения». Вторая фаза истории The Yardbirds связана не столько с блюзом, сколько с психоделическим роком, другими прогрессивными направлениями.
Сегодня с высоты времени The Yardbirds может показаться наивной попыткой мёрси-бита петь блюз, однако по влиятельности на рок в 60-х их можно поставить в один ряд с Beatles и Rolling Stones.
The Yardbirds образовался в Лондоне в 1963 из любительской группы Metropolis Blues Quartet. Тогда в составе были Keith Relf (voc.), Paul Samwell-Smith (bass), Chris Dreja (r. guit.), Jim MaCarty (dr.), Anthony Topham (lead guit.). Вскоре после основания группы ее покинул Топхэм, которому в ту пору было всего 16 лет и родители запретили ему заниматься шоу-бизнесом. На его место пришел одноклассник Кейта Рэлфа по артколледжу Eric Clapton. С его появлением последовал резкий взлет в концертной карьере коллектива. Их дела стал вести менеджер «Роллинг Стоунз» Георгий Гомельски.
Первая запись сделана в 1963 году и не являлась собственно продуктом лишь ансамбля The Yardbirds. Они аккомпанировали одному из гигантов негритянского блюза Сонни Бой Вильямсону (появилась в виде пластинки лишь в 1966). Некоторые историки поп-музыки утверждают, что эти записи едва ли можно считать работой профессионально сформировавшейся группы. До 1964 группа находилась в поиске собственного стиля, в основу которого в итоге легла работа инструменталистов – гитары и гармоники – однако в первую очередь крайне интенсивная и максимально громкая игра бас-гитариста, стремительно переходившего из низкого регистра к самым высоким нотам. Группа также сделала частью своего стиля, особенно во время концертов, манеру замедлять или ускорять темп композиций. Стиль этот получил воплощение в их концертном альбоме 1964 "Five Live Yardberds".
Перелом в стремительной истории The Yardbirds произошел в 1965. Тогда группа решительно поменяла стиль с ритм-энд-блюза на поп-музыку, выпустив по настоянию Гомельского «For Your Love». Написанная профессиональным сочинителем шлягеров Грэмом Гулдманом (позднее он работал с группой 10 СС), песня попала в «горячую десятку» Британии и США. «For Your Love» стала также точкой, в которой разошлись дороги The Yardbirds и Клэптона. Не согласный с направлением, в котором двинулись Ядбердз, Эрик вскоре присоединится к Bluesbrearkers Джона Мэйолла, чтобы предаться любимому занятию – играть чистый блюз.
На место Клептона в группу был приглашен студийный музыкант Jimmy Page, отклонивший предложение. По его рекомендации в The Yardbirds пришел гитарист из начинающей группы по имени Jeff Beck. С его появлением Ядбердз вступили в наиболее продуктивную и оригинальную фазу, которая отмечена удалением от блюза. Бек попал в анналы рока как один из самых смелых экспериментаторов и новаторов. Он наравне с Хендриксом расширил представление о возможностях электрогитары, используя дисторшн, фитбек, мотивы восточной музыки, другие новации. Бас-гитарист Paul Samwell-Smith теперь и в качестве продюсера стимулировал эти поиски до своего ухода из группы летом 1966 года.
Несмотря на успех новой музыки группы и восторг критиков, Джефф Бек проработал в ней недолго. Слабое здоровье и дискомфорт кочевой жизни постоянно выступающей группы заставили его покинуть Ядбердз в конце 66-го года. Была еще одна существенная причина. После ухода Сэмвелл-Смита к группе вначале в качестве бас-гитариста присоединился Джимми Пейдж. Тут же она пережила реорганизацию, в результате которой роли переменились. Дрежа переключился с ритм-гитары на бас, а Пейдж и Бек выполняли гитарную работу. Этот фантастический состав просуществовал считанные недели и записал лишь один психоделический сингл "Happenings Ten Years Time Ago". Соперничество двух уникальных музыкантов приобрело острые формы и блистательный, но конфликтный тандем распался – Бек ушел в конце 66-го, чтобы основать собственную группу. Критики отмечают, что в составе квартета (после ухода Бека) ансамбль, просуществовавший еще полтора года, не смог предложить публике столь же интересного композиторского материала, как ранее.
В 1967 пришел новый продюсер Мики Мост, работавший до этого с «Энималз», и с тех пор в репертуаре возобладала откровенная поп-музыка. В том же году появился единственный альбом "Little Games", записанный в студии в качестве долгоиграющей пластики, а не сборник синглов, как было до того. Публика и критика дружно раскритиковали диск за посредственное, анемичное содержание, отсутствие хороших мелодий.
Явно лучшие дни Ядбердз оставались позади, хотя в Соединенных Штатах группа была по-прежнему популярна, заполняла залы, пластинки раскупались. Ситуация внутри ансамбля запутывалась, так как мнения музыкантов на репертуар разделились. Так, Рэлф и МаКарти желали сделать его более камерным. Пейдж же стремился утяжелить звук и сделать его максимально громким. В начале 68-го года во время концерта в Нью-Йорке был записан альбом в такой стилистике, однако издан он был лишь однажды, в 71-ом году, после того, как Пейдж прославился в качестве лидера Led Zeppelin.
Группа распалась в середине 1968 после неудач с продажами пластинок и признаков кризиса в концертной сфере. От The Yardbirds остался лишь Джимми Пейдж, вынужденный набрать в ансамбль новых музыкантов, и, переименовав его в The New Yardbirds, доиграть оставшиеся по контракту концерты в Европе. Первоначально Пейдж просил остаться на бас-гитаре хотя бы для завершения этой работы Криса Дрежа, но он отказался и выбрал другую профессию – профессионального фотографа. Рэлф и МакКарти основали группу Renessans, а The New Yardbirds скоро сделались Led Zeppelin.
В 1976 Кейт Рэлф был убит током на сцене во время концерта.
Совершенно неожиданно ансамбль собрался в составе двух ветеранов Дрежа и МаКарти, нескольких новых музыкантов и под патронажем гитариста Стива Вая записал в 2003 симпатичный диск с посвящением Релфу. Он составлен из песен классической поры, а также из новых композиций. В качестве гостей на пластинке присутствуют Бек и Вай. Yardbirds дали в тот год ряд концертов в США.
Источник —bluesnews.ru