Даэва
Даэва (даива, дивы, дэвы) - в иранской мифологии злые духи, противостоящие благим духам – ахурам.Представления о Даэва восходят к эпохе индоиранской и индоевропейской общности в древнеиндийской мифологии дева - божества (как и родственные им персонажи других индоевропейских традиций), а асуры - демоны. Даэва, против которых направлена "антидэвовская надпись" Ксеркса, иранского царя 5 в. до н. э., почитались, по-видимому, в одной из областей Ирана как боги: Ксеркс уничтожил их святилище и насадил культ Аурамазды (Ахурамазды). Даэва - порождение «злой мысли, лжи», они служат Ангро-Майнью (Ахриману, Ариману). Их бесчисленное множество, но образы слабо индивидуализированы.
Представления о Дэвах сохранились в фольклоре иранских народов, чаще всего это великаны, покрытые шерстью, с острыми когтями на руках и ногах, ужасными лицами. Дэвы живут в своих логовищах (дэвлох), в диких, труднодоступных местах, или внутри гор, на дне озёр, в недрах земли. Там они стерегут сокровища земли - драгоценные металлы и камни; славятся ювелирным искусством. Обвалы в горах и землетрясения объяснялись работой дэвов в своих мастерских или тем, что «дэв бушует». Дэвы ненавидят людей, убивают их или держат в темницах в своих жилищах и пожирают каждый день по два человека - на обед и на ужин. Они бесчувственны к мольбам пленников и на заклятия именем бога отвечали богохульствами.
Согласно главной священной книге зороастризма[1] «Авесте», Ангро-Майнью сотворил демонов-дэвов, как противников ахуров. Первыми он создал семерых дэвов, призванных противоборствовать Амеша Спента (божествам, составляющим ближайшее окружение верховного бога Ахура Мазды): Ака Манна (злая мысль); Митаоха (лживая мысль); Друдж (ложь); Тарви (голод); Заири (жажда); Индра (сбивающий с праведного пути) и Айшма (ярость). Ака Манна, Друдж и Айшма образуют верховную триаду дэвов, противостоящую триаде Воху Манна – Аша Вахишта – Хшатра Вайрья. После этих семерых дэвов были созданы сонмы других дэвов, а так же паирика – дэвов женского пола и йату – злых колдунов. Легендарные иранские цари и богатыри выступают как дэвоборцы; главный дэвоборец - Рустам.
Источники: Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский; Энциклопедия Сверхъестественных существ; Энциклопедия символов- ↑ Зороастризм (авест. Мазда Ясна, букв. «почитание мудрости») — религия, сложившаяся на основе откровения пророка Спитамы Заратуштры (греч. форма имени — Зороастр), полученного им от бога Ахура Мазды.
Зороастризм является одной из древнейших пророческих религий, возможно первой из них. Дата и место жизни пророка Заратуштры точно не установлены. Различные исследователи датируют жизнь Заратуштры в период от начала 2 тысячелетия до н. э. до 6 века до н. э.
Проповедь пророка носила ярко выраженный этический характер, осуждала несправедливое насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд. Критике подвергались современные пророку ценности и практика кавиев - традиционных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции. Заратуштра говорил о фундаментальной, онтологической оппозиции добра и зла, по этой причине зороастризм называют первой дуалистической религией, послужившей основой развитию позднейших дуалистических учений и дуалистических элеменов других религий. Все явления мира представляются в зороастризме в виде борьбы двух изначальных сил - добра и зла, бога Ахура Мазды (Ормузда) и злого демона Анхра-Майнью (Аримана). Ахура Мазда в конце времён побеждает Аримана. Зороастрийцы не считают Аримана божеством, поэтому зороастризм иногда называют асимметричным дуализмом и даже монотеизмом.