Самайн
Самайн - один из четырех основных праздников сакрального календаря друидов, к которым так же относятся Бельтайн, Лугнасад и Имбволк. Он открывал один из четырех сезонов и отмечался в ночь на 1 Ноября, дабы задобрить и умиротворить темные силы неизвестного. Само слово в переводе с древнеирландского обозначает «конец, закат лета».
В Галлии праздник длился три ночи (trinoux / tion / Samon / i / sindiu / os/ — «Три ночи Самайна с сего дня»), а в Ирландии - семь дней (три дня перед Самайном, сам день Самайна и три дня после него). Галлы называли себя сынами темного бога Диспатера (Dispater). Самайн - и есть праздник Дита-отца.
В ирландской эпической традиции это день великих деяний, момент открытого столкновения внешнего и потустороннего мира, самый важный и зловещий праздник Кельтского года. В этот день разверзались холмы и из них выходили сиды (волшебный народец) c целью сватовства или добычи чудесных предметов.
1 Ноября также конец выпасного сезона (кельты перво-наперво были отменными скотоводами). В этот день все земные дела откладывались для отпугивания нечисти, на холмах жгли костры вокруг которых танцевали и пели, а по улицам ходили ряженные. В начале начал, Самайн был несомненно пастушеским праздником, дающий содействие силам прироста и плодородия, задабривающий смерть и держащий в безопасном положении силы зла, угождающий богам (и позже определенному святому, который заменил их) жертвами, и как четкое разграничение между радостями сбора урожая и трудностями приближающейся зимы.
Изначально Друидический праздник, Самайн сопровождался, как указывают Ирландские рукописи, многими примирительными соглашениями и остался самым популярным календарным праздником, праздновавшимся, сохранив многие ритуалы, еще в этом столетии.
В этот день обычно предсказывали будущее по середине ореха, по капустным кочерыжкам, капали яичный белок в воду и так далее, но иногда человеческое стремление к знанию будущего получало неожиданные и возможно нежеланные ответы на заданные вопросы. Главное было соблюдать осторожность. Потусторонний мир мог показаться в непривычном и устрашающем человеческий взор виде, или же кто-нибудь из того мира, мог сыграть злую шутку с одним из искателей ответов, заставив его поверить в то, что ему пригрезилось, как в то, что произошло с ним на самом деле. В ранней кельтской традиции, Самайн близко ассоциировался с похоронными холмами, где, как полагали, существуют входы в потусторонний мир.
А вот бог по имени Самайн – одно из самых стойких заблуждений современности. На самом деле такого бога в мифах древних кельтов не было. Один из писателей 18-го века ошибочно указал, что праздник назван в честь некоего бога мертвых – и ошибка пошла гулять в народ, за что надо в первую очередь благодарить религиозных консерваторов, ухватившихся за возможность лишний раз напомнить о темном происхождении Хэллоуина и очернить друидизм.
В конце 90-х годов 20 века версию о «боге мертвых» подхватили и растиражировали СМИ и телевиденье. Постепенно божество обрастало все большим количеством полномочий, помимо обычных обязанностей Повелителя Мертвых получив в подчинение зимнюю стужу и титул князя тьмы (якобы, именно у него в плену томился верховный бог древних ирландцев - бог Солнца). На сегодняшний день эту версию охотно используют как протестанты, так и последователи нео-языческой религии Викка. Последние в этот день отмечают смерть своего бога, который вскоре заново возродится.
Источники: © Русское Кельтское Общество, Энциклопедия магии, B.A. Robinson "The myth of Samhain: Celtic god of the dead"