Supernatural: Дневник Джона Винчестера
http://fargate.ru/supernatural/     supernatural-fan-2010@yandex.ru

У режиссёрского пульта Дженсен Экклз

За всё время работы над сериалом «Сверхъестественное», Дженсену Экклзу довелось делать страшные штуки: выпрыгивать в окно, давать отпор разъяренным архангелам и даже наряжаться в ледерхозены (кожаные шорты)! Однако страшнее всего для него было занять место режиссёра одной из серий шестого сезона «Уик-энд у Бобби». Мы поймали Дженсена Экклза и разузнали у него об этом волнующем повышении...

Постоянные читатели Официального журнала «Сверхъестественное» не были удивлены, услышав новость, что Дженсен Экклз будет режиссёром серии 6.04 «Уик-энд у Бобби», так как ещё в девятом выпуске нашего журнала актёр поделился своими надеждами стать режиссёром одной из серий. Несмотря на это, говорят, что сам Экклз был удивлён, когда получил приглашение в режиссёрское кресло. Но серия получилась замечательной, и вот это как раз совсем не удивительно. Экклз поделился своим удачным и не очень опытом, а также рассказал, как весело было командовать... э-э, режиссировать игру Джареда Падалеки и Джима Бивера...

Как бы нам не хотелось думать, что Эрик Крипке, прочитав в нашем журнале о вашем пожелании стать режиссёром, сразу же схватился за телефон и предложил вам эту работу, но, скорее всего, дело было не совсем так... Так как же всё было на самом деле?

Я уже несколько лет намекал Эрику Крипке и Бобу Сингеру, что хотел бы попробовать свои силы в режиссёрском деле. Я им повторял: «Я не собираюсь на вас давить, не пытаюсь вас заставлять, но просто, чтоб вы знали, мне было бы интересно поработать режиссёром, и если у вас будет хоть какая-нибудь возможность, не забудьте, я готов попробовать». И вот, где-то в феврале мне позвонили Эрик и Боб и спросили, что я думаю насчёт того, чтобы поработать над одной из серий в следующем сезоне. Это произошло ещё до того, как нас продлили на шестой сезон, поэтому они сказали, что если у нас будет шестой сезон и всё пойдёт по плану, то они были бы рады дать мне такую возможность. Я был на седьмом небе от счастья.

Ну, и каково это впервые сесть в режиссёрское кресло?

Я очень нервничал! Но я был уверен в себе. Я никогда не занимался режиссурой, не учился в кинематографической школе, но то же самое можно сказать и о моём актёрском опыте. Я не учился в школе актёрского мастерства и не ходил на курсы. Я просто был уверен в своих силах. Я знал, что всё пройдёт хорошо, если я хорошенько подготовлюсь, поэтому я проштудировал сценарий, расписал все восемь съёмочных дней и с этим планом появился в первый день съёмок. Я припомнил всё, чему только мог научиться у тех, кто с таким успехом снимал нас все эти годы: Ким Маннерс, Боб Сингер, Фил Сгричча, Чарльз Бисон и Стив Бойум, и постарался применить эти знания на практике. Я почти всё время провожу с ними на съёмочной площадке и полностью окунаюсь в процесс, я знаю, что они делают для того, чтобы добиться успеха, и мотаю на ус.

Я старался подходить к подготовке съёмкам так же как Ким Маннерс. Он говорил мне, что режиссёру, который подготовился к съёмкам, работается легко, а тот, кто не подготовился, имеет все шансы завалить работу. Поэтому я знал, что если меня и ждёт провал, то вовсе не потому что я мало готовился.

Моя серия снималась первой, чтобы дать мне возможность хорошенько подготовиться: осмотреть место съёмок, принять участие в выборе актёров, провести предварительные встречи. Если бы мы снимали эту серию среди сезона, у меня не было бы времени ни на что.

И, кроме всего прочего, у меня была возможность пообщаться с Сержем Ладусёром, нашим главным оператором. В другое время он постоянно занят на съёмках и у меня не было бы возможности провести с ним подготовку. Его опыт бесценен. Мы с ним пробежались по раскадровке, и я спросил, что он думает о моём плане съёмок и попросил совета, в правильном ли порядке я расположил сцены, и какие линзы лучше всего использовать для того или иного кадра. У него были свои замечания, но по большей части он со мной согласился. Меня вообще многие поддерживали, и всё равно, для меня это было неким испытанием.

Но, признаюсь, я люблю ставить перед собой сложные задачи. Несколько лет назад я впервые вышел на сцену и сыграл в театральной постановке в Далласе. Это был спектакль «Несколько хороших парней», где я играл роль, которую в одноимённом фильме играл Том Круз. Я никогда прежде не играл в театре, я не учился на сценического актёра, и очень удивился, что мне дали главную роль в такой большой постановке: мы играли в зале на 2000 мест, и вместе со мной на сцене были Лу Даймонд Филипс и другие профессиональные актёры из Нью Йорка, Бостона, Лос Анджелеса и Сан-Франциско. Я чувствовал себя настоящим новичком. Но, вместе с тем, я был в себе уверен, чувствовал, что смогу сыграть. Конечно, поначалу я был не совсем в форме, но, надеялся, что, как только поднимется занавес, я буду готов. И точно так же я отнёсся к режиссуре. Я поставил себе задачу трудиться до изнеможения. И это было весело. Бесценный опыт.

Чем режиссура отличается от актёрства?

Она отличается от всего, к чему я привык, вплоть до самого подхода к сценарию. Как актёру мне приходится творчески подходить только к одному аспекту сценария — поведению моего персонажа, в то время как режиссёру приходится задумываться над всеми аспектами, над каждым словом на

Но, тем не менее, время от времени вам приходилось вновь становиться по другую сторону камеры. Трудно ли было переключаться с роли актёра на режиссёра? И каково это руководить самим собой?

Ну, самое замечательно, что мне не приходилось себя ни в чём убеждать и уговаривать. Сценаристы дали мне текст, в котором было очень мало Дина, так что пять дней съёмок из восьми я был только режиссёром, и это здорово, потому что мне не приходилось заботиться о гриме, причёске и прочем, я просто стоял за монитором и командовал.

Как вам понравилось руководить вашим коллегой Джаредом Падалеки?

В этой серии было очень мало Сэма и Дина, поэтому Джаред снимался всего лишь три дня. Но он меня поддерживал. Он говорил: «Скажи, что считаешь нужным, и я всё сделаю». Между нами не было трений, да я с самого начала знал, что их не будет. Мы друзья, и он был рад, что мне представилась такая возможность, и он хотел сделать всё возможное, чтобы помочь мне, чтобы всё прошло гладко.

Эпизод «Уик-энд у Бобби» полностью строится вокруг Бобби, а Джимом Бивером вам командовать понравилось?

Джим настоящий боец. Прежде он никогда в одной серии столько не снимался, так что, кроме того, что этот эпизод был моим режиссёрским дебютом, он, можно сказать, был еще и бенефисом Джима. Я решил воспользоваться ситуацией, что бы дать Джиму возможность глубже раскрыть его персонаж, такой шанс в нашем сериале редко кому выпадает. Мы видели Бобби с девушкой (скорее бабушкой — прим. Пер), мы видели, как он вспомнил свои прежние охотничьи деньки. Никто не справился бы с этой ролью лучше Джима. У него доброе сердце, и он старался во всём мне помогать, а я со своей стороны делал всё возможное, чтобы его серия получилась хорошо. Джим не подкачал.

Я разрешил ему играть так, как хочет он. Я сказал: «Послушай, я поставлю камеры вот тут и тут, а ты отрывайся». Мне хотелось, чтобы как актёр он чувствовал себя свободно, и Джим отплатил мне самым большим комплиментом, который режиссёр может услышать от актёра, он сказал, что ни с одним режиссёром он ещё не чувствовал себя так комфортно, как со мной. Для меня это очень лестно.

Но и я его прикрывал. Я знаю, что чувствует актёр на съемочной площадке, я в курсе как проходит процесс, и знаю, через что приходится пройти актёру, чтобы сыграть какую-либо сцену. Я старался учитывать всё это в своей работе. Большинство режиссёров сами никогда не были актёрами, они смотрят на съёмку с технической стороны, в то время как актёр воспринимает всё эмоционально и ему приходится прикладывать много усилий, чтобы вжиться в роль. Режиссёры зачастую пытаются добиться особого драматизма или эмоционального напряжения в сцене красивыми кадрами, в то время как на самом деле, если ты доверяешь актёрам и знаешь, что они достаточно хороши, нужно просто поставить камеру, и дать им свободу действий. Именно так я и поступал в некоторых сценах с Джимом. Я говорил ему: «Слушай, дело не в роскошных кадрах или красивой съёмке, в этой сцене главный ты, я расставляю камеры, и отдаю власть в твои руки». Работать в таком ключе интересно. Вот бы и мне так иногда позволяли!

Значит, Бобби опять повстречался с Кроули?

Кроули, без всякого сомнения, один из лучших персонажей в нашем шоу, и я надеюсь, что сценаристы выжмут из него всё, что возможно. Когда ты находишь актёра такого калибра и даёшь персонажа ему под стать, нужно использовать их на полную катушку, тогда всё получается так же здорово, как получилось у нас с Марком Шеппардом. Кроули один из тех, кто сейчас заправляет в аду, так что он, несомненно, ещё появится на горизонте. Надеюсь, он примет участие больше, чем в одной-двух сериях.

Что вы подумали, после того, как были отсняты последние кадры в вашем эпизоде?

По большей части я был просто счастлив! Но, если бы я мог вернуться назад, то кое-что сделал бы по-другому. Для начала я бы несколько облегчил сцены с диалогами, сделал бы их более зрелищными. Как режиссёр, глядя в монитор и полностью погрузившись в сцену, я считал, что актёры сыграли великолепно, потому что диалоги уже впечатались мне в мозг, но зритель, увидев это в первый раз, мог подумать, что сцены несколько затянуты. Это режиссёрская ошибка, но монтаж здорово помог, и, по-моему, в конечном итоге снижение темпа в некоторых сценах было не слишком заметно.

И ещё я бы больше использовал длиннофокусные линзы. Как начинающий режиссёр я не знал, что через длиннофокусные линзы вся композиция выглядит лучше. Задний фон становится немного расплывчатым и акцент делается на передний план, в то время как при использовании среднефокусных линз, ты получаешь то, что видишь на самом деле. Я не сказал бы, что я везде промахнулся, но есть пара кадров, где стоило бы использовать длиннофокусные линзы. Как бы там ни было, в общем и целом, я сделал всё, на что был способен...

Вы хотели бы ещё поработать режиссёром?

Если бы кто-то спросил меня об этом сразу после завершения съёмок, я бы ответил: «Да ни за что!» Но уже через неделю я начал подумывать, что с радостью взялся бы за это снова!

— Supernatural Magazine #21 - 2010
Перевод