Supernatural: Дневник Джона Винчестера
http://fargate.ru/supernatural/
supernatural-fan-2010@yandex.ru
Выход девятого сезона приближается, и Анастасия решила выяснить, в чем секрет долголетия «Сверхъестественного» на экране...
Как и многие сериалы этого жанра, «Сверхъестественное», по идее, к настоящему времени уже должно было прекратить свое существование. Не потому, что я не хочу, чтобы шоу продолжалось, но оно так же, как, собственно, и сами Дин и Сэм Винчестеры, вроде как давно должно было почить с миром (и не восстать из мертвых). В конце концов, совсем немногие сериалы в наше время доживают до девятого сезона, даже если говорить о таких франшизах как «Звездный путь» или «Баффи». «Суперы» тоже пережили несколько серьезных потрясений, от двукратной смены шоураннеров до серьезного спада рейтингов в седьмом сезоне. И, тем не менее, сериал все еще жив. Это заставляет задуматься – каким образом «Суперы» смогли добиться успеха, несмотря на все препятствия?
Лучшее, что пришло мне в голову: создатель шоу Эрик Крипке продал душу демонам на перекрестке. Конечно, через всё шоу красной нитью проходит мысль, что продажа души очень, очень плохая идея, но, в конце концов, все мы человеки. Кроме того, кто вообще следует своим собственным рекомендациям? Таким образом, поскольку в шоу каноном является факт, что сделки с демоном перекрестка заключаются на 10 лет, прежде чем сдельщика поволокут в ад, и в связи с тем, что 10-й сезон очень реально брезжит на горизонте, я не удивлюсь, если через пару лет адские псы придут за Эриком.
Если такая теория вас не устраивает, то могу предложить еще несколько идей о том, как «Суперы» проскочили ТВ-отбраковку. Фанаты постоянно получают болезненные подтверждения той истины, что отличная история вовсе не гарантирует продление шоу на следующий сезон (см. «Светлячок»), и шоу может со свистом вылететь даже с канала, специально предназначенного для показа фильмов и сериалов этого жанра (см. «Звёздные врата: Атлантида»). Телевидение – это бизнес, в котором успех или провал, теоретически, зависят от рейтингов, но в то же время играют свою роль и удача, и случайность, и ряд других столь же туманных факторов. Конечно, действительно могла иметь место и магия, и удача, и случайность, но вот несколько соображений об объективных причинах, позволивших «Суперам» добиться такой поразительной живучести.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Конечно, отличный сюжет вовсе не повод продлевать шоу еще на сезон (и да, это я использую любой повод порыдать над «Светляком»). Тем не менее, я думаю, что не столько сам сюжет, сколько то, как он был обыгран, дало «Сверхъестественному» шанс на успех. На первый взгляд, сюжет прост: два брата в автомобиле, охота на монстров, каждый эпизод может иметь независимый сюжет как история о «монстре недели». Своего рода сверхъестественная версия сериала «Место преступления», легко включиться и смотреть с любого места. В то же время каждый эпизод встроен в сюжетную линию сезона – или даже нескольких сезонов. Это долгий, интересный рассказ о персонажах, которым ты глубоко сопереживаешь. В ней есть напряженное, глубоко эмоциональное развитие сюжета, которое не вязнет в слащавой приторной стилистике поп-музыки и лирических баллад – это в моем понимании и делает шоу достаточно мощным, чтобы проникнуться им. Так что в то время, как некоторые зрители могут спокойно наслаждаться еженедельной историей про монстров, другие, которым надоедают повторяющиеся сюжеты о монстрах, могут акцентировать свой интерес на основных сюжетах сезонов, которые, в конечном счете, сводятся к Апокалипсису. Таким образом, «Сверхъестественное» по вкусу как тем, кто смотрит его время от времени и интересуется сериями с самостоятельными сюжетами, так и фанатам, жаждущим погрузиться в сложную вселенную, что и привело к тому, что у сериала внушительное число зрителей.
МИФОЛОГИЯ И МИРОУСТРОЙСТВО
Конечно же, невозможно иметь сюжетную линию, охватывающую несколько сезонов и повествующую о самом Апокалипсисе, без захватывающей мифологии и тщательно проработанного мироустройства, и на этом фронте «Суперы», несомненно, добились успеха. Шоу создает сложную карту вселенной: ангелы, демоны, рай, ад, ведьмы, заклинания, вампиры, экзорцизм и совершенно новый набор правил. Это абсолютно новый мир, существующий внутри нам известного, и в то время, как события «Сверхъестественного» происходят как бы в привычном нам мире американского Среднего Запада, в нем также существует альтернативная реальность, в которой сверхъестественное скрывается в каждом уголке и трещинке.
Эта реальность, описанная в мельчайших подробностях, и затягивает зрителей, заставляет их задаваться вопросами после просмотра эпизода: куда деваются ангелы после смерти? Какой текст используется для изгнания демонов? Каким таким образом Сэм может подключаться к Wi-Fi в любом месте? Кроме того, вся эта мифология открывает огромные возможности заработка денег путем продажи сопутствующих товаров, от защитных талисманов до ангельских печатей, всё, что угодно.
ЖАНР
Сверхъестественное – это шоу определенно не для всех и каждого. Это культовая вещь даже в ее собственной нише фантастика/фэнтези. Плюс, шоу об Апокалипсисе, в котором Сатана изображается с сочувствием, не совсем вписывается в категорию популярных семейных развлечений. Однако, черпая вдохновение среди своих знаменитых предшественников в этом жанре, «Сверхъестественное» опиралось на их успех и в то же время создавало новое и занимательное шоу. Оно определенно пересекается с «Секретными материалами», «Баффи», а также заимствует идеи из произведения Джека Керуака «На дороге» и ряда других популярных произведений. И, тем не менее, опираясь на краеугольные камни успеха своих предшественников, «Сверхъестественное» делает гораздо больше, чем просто смешивает все это вместе – оно создает нечто новое и занимательное из всех этих известных ингредиентов
РЕЙТИНГИ
Здесь я углублюсь в техническую часть и коснусь экономики телевидения (или, по крайней мере, попытаюсь). Телевидение – это бизнес, и шоу продлевается на следующий сезон на основании того, сколько у него зрителей и какие рейтинги. Ежегодное продление на следующий сезон – это способ остаться в живых. «Сверхъестественное» имеет относительно низкие показатели по количеству зрителей по сравнению, скажем, с «Местом преступления» или «Однажды в сказке» – два-три миллиона по сравнению с десятью миллионами и больше у других шоу. Вместе с тем CW – канал, по которому сейчас транслируются «Суперы» – отличается по количеству зрителей и качественному составу аудитории от других каналов. Среднее число зрителей на нем у аналогичных шоу, таких, как «Дневники вампиров» и «Стрела», попадает в аналогичные два-четыре млн. Таким образом, в рамках собственного канала дела у «Сверхъестественного» идут отлично. Кроме того, CW ориентирован на женскую аудиторию в возрастной категории 18-35 лет, и это, похоже, точное демографическое попадание для «Сверхъестественного».
ФАНДОМ
Если мне позволят, я хочу сказать, что это – именно то, к чему все и сводится. Фандом «Сверхъестественного» – сказать что он имеет репутацию – это ничего не сказать. Мы – члены безумного культа в хорошем смысле этого слова. Сериал создал действительно интересный, сложный мир – и он засосал нас, поймал на крючок. Используя все, от потрясающей мифологии до интересных, значительных персонажей, он поглощает вас целиком и обратного пути уже не найти. Супер-фандом – один из немногих фандомов, где фанаты столь страстно углубляются в каждую деталь сериала. В поисках разгадок, мы были замечены в процессе анализа рисунка обоев в некоторых эпизодах, и никто из нас никогда больше не сможет смотреть на мерцающую лампочку глазами обычного человека. Мы побеждаем во всех онлайн голосованиях (например, «Суперы» выиграли в каждой категории, в которой были выдвинуты, в недавнем конкурсе «Дайте мне мой пульт») и заставляем других ужасаться. Известен факт, что когда в «Выборе Народа» решили не приглашать звезд «Сверхъестественного» на вручение наград, на которые они были номинированы и выиграли, фандом устроил такой визг, что в следующем году мы стали свидетелями ряда демонстративных жестов со стороны «Выбора народа» (мы взяли приз «наилучший фандом», между прочим).
Мы также довольно тесно связаны с производством шоу – «Сверхъестественное» один из очень немногих сериалов, который снял серию с участием собственного фандома, и изобразил его достоверно (в основном). Существует постоянная связь между фанатами и авторами сценариев, продюсерами, актерами на твиттере, и ряд пожеланий фанатов были услышаны (например, возвращение Кастиэля в конце седьмого сезона). Так что я практически уверена, что основная причина того, что «Сверхъестественное» все еще продолжается – руководители канала просто боятся, что мы им устроим сущий ад, в буквальном смысле этого слова (а инструкции, как это сделать, мы найдем в самом сериале).
И сейчас, после окончания последнего Комик-Кона, мы узнали о том, что у «Сверхъестественного» будет спин-офф, так что даже если шоу и закончится в ближайшие пару лет, есть вероятность, что эта вселенная продолжит существовать на нашем экране еще многие годы. Лично я считаю такой исход событий довольно впечатляющим для сериала, изначально планировавшемся на три сезона.