Supernatural: Дневник Джона Винчестера
http://fargate.ru/supernatural/
supernatural-fan-2010@yandex.ru
Во многих мировых религиях ад – место, где в загробной жизни человек получает кару за грехи, совершенные при жизни. Именно это мы и видим в «Сверхъестественном» – Дин, Сэм и Джон Винчестеры на собственной шкуре испытали безжалостные пытки ада. По иудейско-христианскому верованию правит адом падший ангел Люцифер (или Сатана) со своими прислужниками, но иногда Сатану изображают страждущим так же, как и томящиеся в аду грешники. В мифологии «Сверхъестественного» Люцифер создал демонов в качестве своих помощников, и первым из них стала Лилит, в то время как иные, подобные Аластору и Кроули подбирались к власти, и неважно, в какой роли: главного палача или короля ада. В современных интерпретациях об аде больше говорят в абстрактном смысле, как о состоянии души. Например, писатель и философ Жан-Поль Сартр писал, что «ад – это другие люди».
Причины, по которым душа могла быть отправлена в ад, варьировались в зависимости от религии или верований самого человека. Многие верят, что в ад мы спускаемся за совершенные грехи, если только не искупим их добрыми делами или не вымолим прощение у Господа.
В литературе же отправиться в ад, заключив сделку с дьяволом или демоном, – обычное дело. В «Сверхъестественном» Джон и Дин заключили сделки с Демоном-с-перекрестка, за что отправились в ад; правда, Дина потом спас Кастиэль. А Руби попала в ад за занятия колдовством, и за время своего пребывания там превратилась в демона.
Однако были времена, когда члены определенных религиозных сект верили, что попадут в ад даже за танцы.
Одно из самых знаменитых описаний ада представлено в произведении «Божественная комедия», написанном в 14 веке итальянским поэтом Данте Алигьери, в котором римский поэт Вергилий сопровождает Данте в путешествии по аду.
В поэме ад описан согласно представлениям о нем в те времена, и состоит из 9 кругов: Лимб, Похоть, Чревоугодие, Жадность, Гнев, Ересь, Насилие, Обман и Предательство – расположенные под землей. Наказание за каждый грех представлено в виде некоего поэтического правосудия. Внешние круги ада находятся внутри города Дит, чьи стены охраняют падшие ангелы. У ложных пророков и прорицателей голова на плечах надета задом наперед, чтобы они не видели, что впереди. Чем глубже Данте и Вергилий спускаются в ад, чем страшнее становятся грехи.
Хотя обычно ад представляют объятым пламенем, а души в нем пытают огнем, далеко не все видят ад именно таким.
В «Божественной комедии» девятый, последний круг – для предателей, находится в самом центре ада; Сатана или Люцифер, предавший Бога, так же находится там, заточенным в ледяном озере, постоянно овеваемый ледяным ветром, не позволяющим ему улететь.
Это нашло отражение и в «Сверхъестественном», когда Люцифер, обращаясь к Сэму и Дину, произносит: «Простите, если холодновато. Многие думают, что я обжигающе-горячий. В действительности, все совсем наоборот». Однако, cудя по воспоминаниям-вспышкам Сэма об аде, кажется, что для обычных душ там гораздо теплее.
У разных культур свое представление об аде. В скандинавской мифологии ад (хель или хельхейм) – обитель богини Хель, правящей подземным миром. В первой части Младшей Эдды хель описывается как место, куда попадают злые люди после смерти, и рассматривается не как место наказания, а, скорее, просто как некое место в ином мире. Однако воины, умершие с почестями в битве, по поверьям отправлялись в загробную жизнь в Валгаллу, сопровождаемые валькириями – женщинами-воинами на крылатых конях. И хотя хель должен был по идее быть таким, каким представляли и иудейско-христианский ад, его описывали как туманное место, а не как пылающую преисподнюю христианской мифологии.
Древние греки верили в Аида (Гадеса) – так именовали и сам подземный мир, и бога им управлявшего (в древне-римской мифологии его называли Плутоном). Аид состоял из нескольких частей, включая реки Ахерон, Кокит, Флегетон, Лета и Стикс, а также бездну, полную страданий, – Тартар. Как и в скандинавской мифологии, здесь благородные и добродетельные люди тоже отправлялись в особое место – на Елисейские поля. Река Флегетон и сам Тартар, в который она впадает, чем-то напоминают ад – скопления огня, в которых мучаются души.
Похоже, что древние культуры пользовались концепциями ада, наиболее подходящими под их нужды.