Supernatural: Дневник Джона Винчестера
http://fargate.ru/supernatural/     supernatural-fan-2010@yandex.ru

Говард Филлипс Лавкрафт

При жизни почти неизвестный, впоследствии Лавкрафт стал фигурой весьма противоречивой – с точки зрения оценки и его жизни, и его творчества. Немногие писатели могут похвастаться таким количеством мифов и кривотолков о себе – интересно, при этом, что биография Лавкрафта собственно «жизненными событиями» не особенно богата.

Говард Филлипс Лавкрафт родился 20 августа 1890 г. в Провиденсе, штате Род-Айленд, и здесь же прожил почти всю свою жизнь. По линии матери – Сары Сьюзен Филлипс Лавкрафт (Sarah Susan Phillips Lovecraft) – он был прямым потомком старинного рода Филлипсов, вплоть до первопоселенца Джорджа Филлипса, прибывшего в Массачусетс из Англии в 1630 году. Отец писателя – Уинфилд Скотт Лавкрафт (Winfield Scott Lovecraft) – был коммивояжером ювелирной компании. Когда Лавкрафту было всего три года, с его отцом во время деловой поездки в Чикаго произошел нервный срыв. Уинфилд Лавкрафт был помещен в госпиталь Батлера (Butler Hospital), где и умер пять лет спустя. Сегодня практически не вызывает сомнений, что причиной его болезни и безумия был прогрессирующий паралич, вызванный сифилисом. Остается неизвестным, была ли причина болезни отца впоследствии известна самому Лавкрафту.

Со смертью отца воспитанием Говарда занялись мать, две его тетки и дед, промышленник Уиппл Ван Бьюрен Филлипс (Whipple Van Buren Phillips), жившие вместе в семейном особняке в доме 454 по Эйнджел-стрит. Несомненно, окружение исторической части родного Провиденса оказало огромное влияние на эстетические воззрения будущего писателя: тяга к колониальному прошлому, старинной архитектуре, к воспеванию которой Лавкрафт практически постоянно обращается в своем творчестве. И хотя вряд ли ранние годы Лавкрафта можно назвать счастливыми, этот период (и в особенности последующая тоска по нему) в значительной степени сформировал его как личность и как писателя.

Лавкрафт с детства проявлял неординарные способности, очень рано начав читать, писать и сочинять стихи. Из-за своего слабого здоровья он часто пропускал школу (которую так и не закончил) и долгие часы проводил в обширной библиотеке, принадлежавшей деду. Фантастическим Лавкрафт увлекся с самого детства, запоем читая сказки Гримм, произведения Жуля Верна и, конечно же, Эдгара Алана По, оказавшего на писателя наибольшее влияние: первые «пробы пера» Лавкрафта в области фантастического и неведомого написаны в основном под впечатлением от историй По.

Другим увлечением Лавкрафта стала астрономия – и это ключевой пункт в формировании его мировосприятия. Благодаря занятиям астрономией писатель открыл для себя «миры безграничных пространств», масштабы вселенной, заложившие фундамент его философии – «космический ужас» и одновременную ничтожность человечества перед ним. И философия эта, о чем не следует забывать, лишена всякой надежды. В этом главное отличие Лавкрафта от прочих писателей ужасов и фантастики – в мире не просто существуют какие-то таинственные и могущественные потусторонние силы. Они, по сути, в ней доминируют, и ни о какой «победе» над этими силами говорить не приходится: встреча с ними грозит в лучшем случае безумием и жуткими ночными кошмарами (частые мотивы в творчестве Лавкрафта).

В 1904 году умер его дед, Уиппл Филлипс, что явилось страшным потрясением для юного Лавкрафта. Финансовое положение его семьи сильно пошатнулось, и им пришлось переехать в меньший по размеру дом 598 на той же Эйнджел-стрит. Лавкрафт, по своей натуре очень сильно привязанный к «месту», ужасно переживал, и всю последующую жизнь с грустью вспоминал прежний дом, в котором провел недолгие, но, пожалуй, самые счастливые годы в своей жизни. Все это привело к тому, что в 1908 году теперь уже у самого Лавкрафта случается нервное расстройство, которое еще более усугубила неудавшаяся попытка поступить в Университет Брауна (Brown University).

Однако именно в этот период Лавкрафт не только пишет свои первые серьезные рассказы (из которых сохранились лишь два – «Зверь в пещере» и «Алхимик»), но и начинает публиковаться – в «The Providence Sunday Journal», который напечатал краткое письмо Лавкрафта с опровержением одного местного астролога, а также в «The Pawtuxet Valley Gleaner» и в «The Providence Tribune», где вел регулярную астрономическую колонку.

О жизни Лавкрафта между 1908 и 1913 годами известно довольно мало. После случившегося с ним «нервного упадка» Лавкрафт становится затворником и практически ничего не пишет. Его постепенное возобновление контакта с внешним миром связано, прежде всего, с движением журналистов-любителей. Лавкрафт становится сначала членом их ассоциации, а затем ее президентом и главным редактором, став одной из самых влиятельных фигур в этом движении. Он снова начинает писать, и в 1917 году издаются рассказы «Дагон» и «Склеп».

В то же время состояние матери Лавкрафта все ухудшалось, и после нервного припадка 1919 года она оказывается в той же больнице Butler Hospital, где когда-то умер ее муж. В 1921 году она скончалась, так и не выйдя оттуда, от неудачной операции на желчном пузыре.

По странному совпадению, в том же 1921 году Лавкрафт знакомится на собрании ассоциации любительской печати со своей будущей женой – Соней Хэфт (Гафт) Грин (Sonia Haft Greene), которая была на семь лет старше него. Спустя три года они поженились и поселились у Сони в Бруклине. Но уже через два года их брак по обоюдному согласию распался – литература не приносила особого дохода Лавкрафту, а найти себе постоянную работу в Нью-Йорке он так и не смог (что неудивительно, ввиду почти полного отсутствия опыта и формального образования). К тому же, Нью-Йорк с его размерами и ритмом жизни начинал все более угнетать писателя (отголоски этого можно видеть, например, в рассказе «Кошмар в Ред Хуке»).

Литературная деятельность Лавкрафта постепенно расширялась: в 1922 году в журнале «Home Brew» был в форме небольшого «сериала» опубликован «Герберт Уэст – Реаниматор», а в 1923 году Лавкрафт начинает сотрудничество с основанным тогда же изданием «Weird Tales», которое потом опубликует многие его произведения.

17 апреля 1926 года Лавкрафт возвращается в Провиденс и поселяется на Барнс Стрит 10, к северу от Университета Брауна. С этого момента начинается, пожалуй, наиболее интересный и продуктивный в творческом отношении период жизни писателя. Он путешествует по Новой Англии, посещает Квебек, Филадельфию, Чарльстон; он продолжает свою невероятно активную переписку и способствует становлению молодых писателей (среди них его друзья Роберт Блох и Огюст Дерлет). Самые главные произведения Лавкрафта (иногда называемые «старшими текстами»), начиная с «Зова Ктулху» (1926), написаны именно в последнее десятилетие его жизни.

Свои последние годы Лавкрафт прожил доме 66 по Колледж Стрит, куда переехал в 1933 году. К 1936 году рак кишечника – болезнь, ставшая причиной его смерти, – усугубилась настолько, что вскоре, 10 марта 1937 года, писатель попадает в больницу Jane Brown Memorial Hospital, где умирает через пять дней. Похоронен Лавкрафт на фамильном участке Филлипсов на кладбище Swan Point в Провиденсе.

Возможно, что перед смертью Лавкрафт, не напечатавший ни одной книги и издававшийся почти исключительно в дешевых журналах, предвидел полное забвение всех своих произведений. Но к счастью, благодаря его друзьям (в особенности Огюсту Дерлету), это оказалось не так. В 1939 году в новообразованном издательстве Arkham House вышел сборник «Изгой и другие истории» (The Outsider and Others), в которую вошли тридцать шесть рассказов и эссе «Сверхъестественный ужас в литературе». За ним последовали другие, и в конце концов работы Лавкрафта стали печататься многими издательствами и переводиться на иностранные языки. А сегодня Говард Филлипс Лавкрафт уже довольно давно занял заслуженное место в мировой литературе.